Найти тему
InFocus

УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ КЛУБ ПЕНСИОНЕРОВ?

Почему молодые специалисты отказываются идти работать в вузы

Последний месяц много говорят о молодых ученых – об их статусе, жилье, заработной плате. Обсуждали эту тему и на недавней встрече президента страны с министром науки и высшего образования. А я поймал себя на мысли, что о молодых преподавателях вузов уже давно никто не вспоминает. Похоже, что вспоминать уже некого. В вузах страны, по крайней мере, в региональных молодых преподавателей уже не остается.

Об этом говорят уже достаточно давно, эту проблему изучают. По данным мониторинга экономики образования, проводимого специалистами НИУ «Высшая школа экономики», в профессорско-преподавательском составе (ППС) высших учебных заведений 19,5% составляют лица в возрасте старше пенсионного, доля преподавателей в возрасте от 50 до 65 лет – около 30%. Таким образом, половина всего профессорско-преподавательского состава – это люди старше 50 лет. На преподавателей моложе 35 лет приходится менее 15%; преподавателей до 30 лет – менее 6%.

Давайте сразу зафиксируем – средний возраст профессорско-преподавательского состава в региональных университетах неуклонно растет. Притока «свежей крови» практически нет, поэтому прошел год, и средний возраст ППС соответственно на год увеличился. На многих кафедрах сегодня молодой преподаватель – это 40+. Если так пойдет и дальше,  университеты вскоре превратятся в клубы пенсионеров.

Первыми проблему старения ППС почувствовали кафедры IT- профиля, затем она охватила и другие группы специальностей – экономику и управление, юриспруденцию, технику и технологии.

Проблема обострилась в период перехода вузов на дистант – часть преподавателей оказалась совершенно не готова к онлайн-обучению. Вузам приходилось придумывать специальные меры для адаптации возрастных преподавателей, вплоть до привлечения волонтеров из числа студентов в помощь лекторам, не готовым работать в Skype, Zoom и т.д. Для некоторых электронное обучение явилось непреодолимым препятствием, и они ушли на заслуженный отдых.

-2

Молодые специалисты не торопятся идти на работу в вузы

Так почему молодежь не идет работать в вузы? Попробуем разобраться в причинах.

Причина первая – низкий уровень оплаты труда. В  бизнесе, госуправлении, силовых структурах выпускник вуза может рассчитывать на значительно больший доход, чем в родной альма-матер в качестве ассистента. Не будем уж здесь вспоминать об IT-специалистах, нефтегазовом комплексе и банковском секторе.

Исследователи из Высшей школы экономики констатируют: «Среди преподавателей вузов наблюдается крайне поздний пик заработков – в возрасте 60 лет и старше. При этом заработная плата молодых преподавателей существенно ниже, чем у  работников пенсионного и  предпенсионного возрастов. Также отмечаются низкая карьерная мобильность и прямая зависимость заработной платы от стажа работы».

Причина вторая. Значительная продолжительность периода «входа в специальность». Многие вузы в принципе не берут сейчас на кафедры людей без ученой степени. Теперь давайте посчитаем, сколько времени необходимо, чтобы эту степень получить выпускнику (отличнику!) бакалавриата: два года магистратуры плюс три года аспирантуры + пару лет уходит на поиск диссертационного совета, представление и защиту диссертации вместе с прохождением в ВАК (напоминаю – речь идет о региональных вузах!). Таким образом, набирается лет семь. За это время многие его сокурсники по бакалавриату, ушедшие в бизнес или госуправление, успевают добиться внушительных профессиональных успехов – становятся ведущими специалистами, руководителями, делают серьезную профессиональную карьеру.

-3

Российские вузы испытывают дефицит молодых кадров

Причина третья. Ужесточение требований к аттестации научных кадров. Проще говоря, диссертацию сегодня защитить значительно сложнее, чем лет 10-15 назад. Сократилась сеть диссертационных советов, поэтому многим соискателям из регионов приходится искать советы в других городах, чаще столичных. Это дополнительные расходы – самолеты, гостиницы… Добавим сюда оплату публикаций, организационные расходы, связанные с защитой. Хорошо посчитав интегральные расходы, связанные с приобретением ученой степени, многие от этой затеи сразу же отказываются.

Причина четвертая. На большинстве кафедр банально нет вакансий для молодежи. Профессора и доценты в солидном возрасте набирают нагрузку по принципу «Сколько дают» —  по полторы ставки, а иногда и больше. И их, разумеется, тоже можно понять – попробуй, проживи на пенсию. Вспомнилось – мой учитель на вопрос, не собирается ли он на пенсию, обычно отвечал: «Профессора умирают у кассы».

Причина пятая. Молодые преподаватели, если они вдруг окажутся на кафедре, как правило, занимают здесь нижние ступени на иерархической лестнице, поэтому им приходится зачастую выполнять те работы, от которых педагоги со стажем стараются отказаться. Профориентационные выступления в школах – молодежь, организация студенческих мероприятий – опять молодежь. Покрутится так молодой преподаватель пару лет и начинает изучать объявления о вакансиях в других сферах.

О причинах, пожалуй, все. Что делать? Об этом отдельный непростой разговор, но он необходим.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Читайте больше материалов на нашем сайте