Изучал вопрос, почему слабо продвигается внедрение современных цифровых технологий на местных промпредприятиях. Основная причина - отсутствие специалистов, которые могут работать с такой техникой. Цифровые технологии на заводах и фабриках, если рассматривать чисто технологические процессы, то это приборы контроля, измерения, автоматики. При этом специалисты в службах КИП и автоматики оказались не готовы принять современную технику. Знания устарели. Поэтому посетил два местных техникума, выпускники которых и работают на местных предприятиях.
Как и ожидалось, в учебных заведениях живут реалиями прошлого. Электромеханические приборы 70-80-х годов. "Бумажные" самописцы. электромеханические реле времени, "клацающие" релюхи, тумблера и кнопки для управления. Можно сказать, что учебный процесс всё равно соответствует сегодняшним реалиям. Ведь здесь, в глубинке, на многих заводах и фабриках тоже прошлый век и такая техника работает.
Но имеется и современная. Это шкафы автоматики с применением современных микропроцессорных контроллеров, управляемых операторами при помощи сенсорных панелей. Это компьютеры, на которые выводятся данные в программах scada. И ведь кто- то должен обладать современными знаниями, чтобы предлагать и продвигать инновационные технологии. Это могут сделать только молодые выпускники учебных заведений, пришедшие на работу. Старые работники и ИТР, как правило, держатся за старые устои до последнего, боясь потерять свой статус.
Но в учебных заведениях, судя по заверениям руководства, недостаточное финансирование для закупки современной техники. Особенно, если и базовые предприятия в регионах сами ограничены в средствах.
Но выход есть - растянуть приобретение приборов на некий период. При этом максимально использовать имеющиеся местные ресурсы.
Первое - персональный компьютер можно использовать старый и маломощный, с windows XP. На компьютер установить программу scada (бесплатную версию на 32 точки или полную версию на 1 час работы), программы- конфигураторы приборов (лучше использовать приборы "раскрученных" российских фирм), которые взять на сайте фирмы производителя.
Для примера по затратам (цены на 1 квартал 2021 г.):
- преобразователь интерфейсов МС-4 - 3180 руб.
- измеритель- регулятор ТРМ202-Щ1.РИ - 5904 руб.
Уже можно собирать несложные схемы автоматики. Вместо датчиков температуры можно использовать переменные резисторы (например 50- 100 Ом). При этом данные можно будет видеть как на приборе, так и на экране компьютера, где диаграмма будет отображаться в электронном самописце, будет задействована и сигнализация в программе.
В дальнейшем, при наличии финансирования, можно будет пополнять коллекцию приборов. Измерители- регуляторы других типов, модули ввода- вывода сигналов, датчики давления и преобразователи частоты для электродвигателей, программируемые реле и контроллеры, панели оператора. Всё поэтапно, растягивая затраты во времени, используя по возможности средства спонсоров (возможно что- то могут предоставить базовые предприятия).
Для примера - на предприятии проводилась реконструкция и измерители- регуляторы ТРМ были выведены из эксплуатации. Вместо них применили контроллеры, куда данные с датчиков температуры поступали непосредственно. Приборы ТРМ были списаны, так как отслужили 10 лет и были переданы местному техникуму.
В другом случае на предприятии заменили частично повреждённый контроллер (повреждены контакты выходных реле). Прибор передали в техникум. Это позволило подключить его к компьютеру и отображать все выходные данные на экране. Так- же прибор позволил учащимся совершенствовать свои навыки при работе с программой CodeSys, с помощью которой программируется данный контроллер.
На выходе получаем выпускников учебных заведений, которые уже могут задавать тон на местных предприятиях, где пытаются работать старыми методами и где нет специалистов, разбирающихся в современных технологиях.