Найти тему
РОКЛЯ

Еще три юбилея

Оглавление

В этом обзоре мы решили осветить юбилеи трех альбомов, мимо которых не могли пройти мимо.

Прежде всего, нужно отметить, что про эти замечательные, знаковые и эпохальные альбомы уже написано и сказано столько, что сложно найти какую-то эксклюзивную и особенную информацию, поэтому мы можем предложить только их слушать, наслаждаться ими, анализировать их и вспоминать те времена.

Так уж получилось, что три юбилея, о которых пойдет речь, относятся к трем разным десятилетиям: один к 1970-м, другой к 1980-м, и третий к 1990-м. По нашему мнению, эти три десятилетия являются основными по продуктивности и значимости открытий в рок-музыке, как жанре искусства.

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

1976: RAINBOW "Rising"

Материал Леонида Кочанова

обложка альбома
обложка альбома

17 мая 2021 исполняется 45 лет с момента выхода культового «Rising», считающегося вершиной творчества Rainbow.

Альбом, ставший одним из столпов для нарождающегося heavy metal, культовый статус приобрел сразу и навсегда. Подобно любому культу, «Восход» восхвалялся не одним поколением рокеров/металлистов настолько жадно, что в этих шести песнях альбома, кажется, не осталось ни одной не прославленной ноты. И всё же, в год юбилея этого альбома, когда слава классического hard rock кажется не менее далёкой, чем, например, само зарождение рок-музыки, а трое из пяти музыкантов, записавших альбом, уже умерли, я попробую еще раз оценить значение этой пластинки для всего жанра в целом.

Для поклонников hard rock этот альбом имеет не меньший статус, чем «In Rock», «Machine Head» или, скажем, «Led Zeppelin IV». Особенно это подчёркивает отзыв одного из фанатов группы, который тут стоит привести.

Starbreaker, Darkside.ru: "Я слабо представляю, как описывать свой самый любимый диск за всю историю моего увлечения музыкой. Когда то, давным-давно, я впервые услышал "Rising" и полюбил его сразу и навсегда.
Тогда конечно я не знал многих вещей. <...>Я вообще мало чего понимал в музыке в то время, но это никак не помешало мне, подобно одержимому, прослушивать несчастную пластинку по пять раз на дню. Я до сих пор помню наизусть каждый аккорд, каждую строчку любой песни, и каждый раз, когда в моем плеере оказывается теперь уже компакт диск с записью "Rising" - независимо от внешних раздражителей, наступает полная музыкальная эйфория.
Попробую хоть немного описать, что же происходит во время прослушивания сего шедевра. После мрачного меллотронного вступления группа мощно стартует скоростным боевиком "Tarot Woman", пение Дио зашкаливает за все пределы разумного, а энергетика так и плещет из динамиков. Далее следует более спокойный, я бы даже сказал, гипнотический трек "Run With The Wolf", с очень интересным ритмическим рисунком. Рок-н-ролльная карусель ловит слушателя в свои объятья на третьем треке "Starstruck", настоящем старомодном шлягере, с безупречной гитарной игрой Ричи. Довольно простенький, но очень притягательный боевик "Do You Close Your Eyes" выступает в роли этакого затишья перед бурей. Что творится на двух заключительных песнях альбома не передать никакими словами. Девятиминутный эпик "Stargazer", записанный с поддержкой симфонического оркестра, возносит звезду группы на совершенно недосягаемую высоту. Неповторимое соло Блэкмора, божественное пение Дио, его же сказочный текст - все вместе создает ТАКУЮ атмосферу, что ни минуты не сомневаешься что это песня - лучшее из всего что когда либо создаст Rainbow. А ведь это еще не все! Извольте прослушать умопомрачительный супер скоростной трек под названием "Light In The Black". Восемь минут виртуознейшей музыки с укладывающими челюсть на пол гитарными и клавишными импровизациями. И все это под не останавливающийся ни на секунду скоростной забег ритм секции.
В общем, хватит - пора подводить итог. Хотя, что тут можно сказать? Вы поклонник тяжелого рока и у Вас в коллекции нет "Rising"? Тогда вы не настоящий поклонник тяжелого рока. Точка. P.S. - тут нельзя сделать оценку миллион из десяти?"

После завершения тура в поддержку дебютного «Ritchie Blackmore’s Rainbow», порядком сыгравшийся состав Дио/Блэкмор/Пауэлл/Бэйн/Кэри собрался в феврале 1976 года в Мюнхенской студи Musicland, чтобы записать свой второй альбом. С легкой продюсерской руки ныне покойного Мартина Берча, альбом был записан и сведён за рекордно короткие сроки.

После его выхода музыканты отправились на гастроли. Часть концертов, проходивших в Германии и Японии, позже были скомпонованы Берчем в легендарный «On Stage», являющийся вечным best of эры классического hard rock. Неистощимость импровизаций на этих записях, и запредельный профессионализм всех музыкантов впечатляет спустя почти полвека даже в записи, и ставит Rainbow того периода на недосягаемую высоту как для коллег своего времени, так и для современных тяжелых исполнителей.

Слушая "Rising" и "On Stage", сразу ясно: там, где закончили MkIII Deep Purple, там продолжили Rainbow (кстати, с частью "пурпурного" менеджмента на борту, и значительной частью поклонников, уже распавшейся к тому времени бывшей группы Ритчи Блэкмора, перед сценой).

Среди, в общем то, небольшого наследия, оставленного творческим дуэтом Блэкмор/Дио, альбом "Rising" является несомненной вершиной. Более цельный, тяжелый и лаконичный, чем его предшественник, и более хитовый, чем во многом вымученный «Long Live Rock`n`Roll».

Rainbow образца 1975-1977
Rainbow образца 1975-1977

Персонально состав, записавший "Rising", выглядел впечатляюще. По сравнению с периодом записи дебютного альбома, тандем Блэкмор/Дио был значительно усилен. Вместо чисто рок-н-рольной ритм-секции из Elf Грубер/Дрисколл, в группе появились будущие классики тяжелого звучания Бэйн/Пауэлл, благодаря которым альбом получился заметно тяжелее предшественника. Две последние песни и вовсе являются настоящим прообразом будущего The New Wave of British Heavy Metal, и, запиши группа более тяжелый звук, получился бы настоящий heavy (исключением является только почти "деревенский" rock`n`roll в «Do You Close Your Eyes», но и он совершенно не портит впечатления). Клавиши, как и на предыдущем альбоме, больше выступают инструментом второго плана, однако только за одно интро в «Tarot Woman», и за дуэль с Блэкмором в финальной «A Light in the Black», Тони Кэри хочется пожать руку.

Про главных же виновников торжества даже и говорить как-то неудобно – сказочный по красоте голос главного романтика всей тяжёлой музыки звучит как никогда красиво и уверенно (особое внимание стоит обратить на «Stargazer» - столь высокие ноты Ронни Джеймс брал, по-моему, ещё только в «Heaven and Hell»). Блэкмор, находящийся в расцвете творческих сил, в каждой песне демонстрирует запредельный симбиоз техники и чувственности, затыкая за пояс все последующее поколение гитаристов. А его соло в той же «Stargazer» является фаворитом многих и многих поколений гитаристов, и вообще поклонников звучания гитары.

Обложку для этого альбома нарисовал Кен Келли, позже ставший известным за счёт своих art works к релизам Kiss и Manowar. Она является отличным симбиозом между сказочно-мистической атмосферой музыки Rainbow эпохи Дио, и в то же время – величественностью и даже некой брутальностью (кстати, «Rising» - единственный альбом группы с Дио, где нет ни одной баллады).

Открывает альбом потрясающее меллотронное вступление клавишника Тони Кэри (для него, как и для басиста Джимми Бэйна, это был единственный альбом в составе «Радуги»). Красота, мистичность, загадочность – вот какое настроение создаёт intro ко всему альбому, являясь одним из самых интересных вступлений во всей тяжёлой музыке. За ним следует вполне стандартный, но приятный мажорный боевик, украшенный прекрасным гитарным соло от Ричи и, как всегда, красивым текстом Дио на вечную тему женского коварства. На концертах Rainbow эта песня, как ни странно, ни разу не игралась.

Мистико-сказочная, напряженная «Run with the Wolf» выполнена в духе «неочевидных» шедевров первого альбома, а-ля «Self Portrait», или «Snake Charmer». Это среднетемповый, завораживающий hard rock с мистическим текстом и неописуемой сказочной атмосферой, свойственной всем работам с участием Дио. Несмотря на простоту и небольшой хронометраж, и в этой песне есть нечто неуловимо гипнотическое и дьявольски-атмосферное. На концертах эта песня также, к сожалению, не исполнялась.

Идущая следом «Starstruck» является, возможно, самой недооценённой песней группы. Блестящий, невероятно хитовый hard rock, выполненный в стилистике ретро-музыки 1950-х с блестящей вокальной и гитарной работой. Настоящая жемчужина всего периода творчества тандема Дио/Блэкмор, и просто шикарная песня. На концертах эта песня звучала только в качестве 40-секундной вставки во время продолжительного джема в «Man of a Silver Mountain».

Легкомысленный рок-н-ролл «Do You Close Your Eyes» выполнен в духе самых легких работ Ritchie Blackmore’s Rainbow, или даже Elf, и является синонимом выражения «простой, как песня». Простенький любовный текст, маленький хронометраж, партия клавиш, подошедшая бы к дискотеке как раз в те времена. Но, несмотря на это, композиция слушается легко и не кажется лишней, являясь идеальной подводкой к грандиозному финалу альбома.

На культовом «Live in Germany 1976» эта, не самая примечательная песня, прозвучала совершенно шикарным образом за счёт замечательных импровизаций музыкантов, и рок-н-рольного безумства в финале номера.

Описывать две заключительные песни практически невозможно по причине того, что сложно вместить мощные эмоции в обычные слова. Про шедевральный эпик «Stargazer» написано не меньше, чем про «Дым над водой» и «Звезду шоссе». Это настоящий шедевр тяжёлой музыки на все времена, предвосхитившей появление всего heavy metal не слабее, чем это сделали Black Sabbath и Judas Priest . К тому же, «Звездочёт» стал по сути указателем для сольного творчества фронтмена «Радуги». А уж про поражающую своей глубиной лирику Дио и гениальное соло Блэкмора уже писано-переписано столько, что нет смысла повторять. Повторюсь вслед за многими и я: это просто невероятно!

Неудивительно, что именно эта песня стала самой заслуженно-затёртой на концертах. Неудивительно, что и в сольном творчестве музыканты Rainbow о ней не забывали.

Беспрецедентная идея – поставить в конце альбома две эпичные композиции, сыгранных в быстром темпе, получила гениальное воплощение – причем настолько, что даже в русском языке не хватит эпитетов, чтобы описать тот восторг, который испытываешь, слушая «Свет во тьме» (кстати эта песня была записана в студии с первого дубля). Потрясающий текст, посвящённый каждому, не нашедшему своё место в жизни, бешеный, чисто металлический галопирующий ритм на протяжении всех восьми с половиной минут, и невероятная гитарно-органная дуэль – вот что такое «A Light in The Black».

"Rising Tour" стартовал 11 июня 1976, и нашел свой последний берег 22 ноября 1977 уже в другом составе.

Помимо "On Stage", увидевшего свет в 1977, и "Live in Germany 1976", выпущенного только в 1990, когда Rainbow уже не было (а точнее, как оказалось, работа группы была приостановлена на время возвращения Блэкмора в Deep Purple), позже был издан целый ряд концертных альбомов той поры, представляющих собой официализированные и ремастированные бутлеги.

обложка концертного альбома "Live In Nürnburg 1976" с изображением автографов участников состава 1975 - 1977, записавшего "Rising", и выступавшего в его поддержку
обложка концертного альбома "Live In Nürnburg 1976" с изображением автографов участников состава 1975 - 1977, записавшего "Rising", и выступавшего в его поддержку

Увы, состав, записавший "Rising", как и остальные составы "Радуги", продержался недолго, и дал свой последний концерт 16 декабря 1976 в Токио.

Новый же состав, после записи неплохого, но достаточно неровного «Long Live Rock’n'Roll», стал последним и для Дио. Совсем скоро он покажет настоящий класс в Black Sabbath, а Ритчи возьмёт курс на pop/hard, который принесёт группе коммерческий успех, но на пару галактик удалит творческие способности группы от шедевров. Во всяком случае, после ухода Дио, и вплоть до возрождения Deep Purple, магическая атмосфера из произведений Ритчи Блэкмора исчезнет, а группа так и не запишет ни одной песни, которая бы близко приблизилась к уровню «Stargazer» или «A Light in The Black».

К сожалению, разговоры о воссоединении тандема Блэкмор/Дио в рамках Rainbow никогда не имели практического воплощения, да и после неожиданного роспуска Rianbow в 1997, и ее последующего молчания в течение двух десятков лет, ее "возрождение" потерпело полное фиаско.

Уже далекая рок-эпоха 1970-х, давшая колоссальный заряд для развития всей тяжёлой музыки на долгие десятилетия, с наступлением XXI века, похоже, ушла безвозвратно. Что, впрочем, не мешает восхищаться этой музыкой с не меньшим восторгом – пусть даже только 33 с половиной минуты, что длится этот альбом. Но ведь потом никто не мешает нажать кнопку «repeat»?

Далее материал Андрея Кочанова

1986: АРИЯ "С кем ты?"

обложка альбома
обложка альбома

В 1986, 35 лет назад, Ария записала свой второй студийный альбом, получивший название по одной из песен - "С кем ты?".

Сегодня "С кем ты?" кажется незаслуженно забытым не только многими поклонниками Арии, но и, кажется, само группой - песни с него не исполнялись уже полтора десятилетия.

Тем не менее, альбом явно заслуживает внимания по целому ряду причин: это единственный альбом 2-го состава группы, в 1986 Ария не только дала свой первый концерт, но и вообще много гастролировала, а некоторые песни с альбома приобрели культовый статус.

Ария в Мозыре (БССР), 1986
Ария в Мозыре (БССР), 1986

После записи дебютного альбома "Мания величия" (1985) в составе Арии произошли изменения. Ударник Александр Львов стал звукоинженером, а место за ударными занял Игорь Молчанов. Кроме того, в группе появился второй гитарист - Андрей Большаков (это изменение станет для 2-го состава роковым). Так Ария единственный раз в своей истории ненадолго стала сикстетом.

Именно в этом составе 15 февраля 1986 Ария дала свой первый концерт, а вскоре стала работать над вторым альбомом. В перерывах Ария немало гастролировала, но первое появление "на большой публике" состоялось в мае на фестивале "Рок-панорама 1986".

Где и когда был записан "С кем ты?"? - Ответа на этот вопрос у меня нет уже много лет, по крайне мере, его можно было бы попытаться узнать только в кругах, приближенных к группе. В свое время я пытался задать его клавишнику Кириллу Покровскому, но он ответил, что дойдет до него "как появится время", со временем про меня он, конечно, забыл, а через несколько лет он умер...

Как звучала в том ключевом для своей истории году, можно узнать по нескольким сохранившимся записям концертов.

Музыка к альбому создана Аликом Грановским и Андреем Большаковым, а тексты Александром Елиным, кроме песни "Без тебя".

Мной уже высказывалась мысль, что Ария "первой эпохи" (1985 - 1991) - это последовательное восхождение по творческой лестнице. "С кем ты?" - не исключение, это еще один шаг вверх. На мой взгляд, альбом получился очень сильным, однозначно превосходящим дебютник. Плотный звук, отличная динамика, масса грузных, жестких риффов, яркая работа Валерия Кипелова, мрачные, плакатно-образные тексты Александра Елина - все это делает "С кем ты?" монолитным 8-трековым произведением, все свои 35 минут звучащим как одно целое.

Отмечая особенности звучания "С кем ты?" по сравнению с "Манией величия", стоит отметить более агрессивную ритм-секцию, и более насыщенные гитарные аранжировки. Доля клавишных уменьшилась, вокальная работа Валерия Кипелова более разнообразна, хотя певец еще не раскрылся так, как на классических и поздних работах Арии.

Альбом открывает гимновая "Воля и разум", звучавшая под конец "арийских" концертов в ближайшие два десятилетия, и канувшая в Лету только с наступлением эпохи "Армагеддона". В тексте Александр Елин раскрывает очень яркий, очевидно иносказательный образ о некоей темной силе, терроризирующей мир.

Мотив второй песни, "Встань, страх преодолей", Андрей Большаков заимствовал из песни "Jawbreaker" Judas Priest, что, на мой взгляд, не мешает ей оставаться одной из лучших песен группы. Ее иногда исполняли до ухода Валерия Кипелова из группы.

"Здесь куют металл" - довольно простая, среднетемповая песня с цепляющим припевом. Также довольно простой выглядит и титульная песня альбома, текст которой оказался пророческим для группы. Похоже, что после распада 2-го состава их больше не исполняли, если не считать неожиданного воскресения песни "Здесь куют металл" на некоторых концертах критического для Арии периода 2001/2002.

Вторую половину альбома открывает отличная, не уступающая "Мечтам", баллада авторства Кипелова/Большакова по названием "Без тебя". Ее текст написан Маргаритой Пушкиной, а концертный след теряется в середине 1990-х.

"Память о..." - прекрасный басовый сольный номер Алика Грановского (традиция размещать басовое соло сохранится и далее, на альбомах группы Мастер). Встречается информация, что она посвящена "одному их техников группы, погибшему на гастролях", по никаких подробностей об этом обнаружить не удается. Разумеется, после ухода Грановского, Арией эта композиция не исполнялась (впрочем, похоже на то, что и будучи в Мастере, маэстро ее не играет).

"Икар" - крайне удачное, достаточно редкое обращение Арии к мифологии. Это динамичная и яркая песня, одна их моих любимейших на диске. Ее концертные инкарнации также прекратились с распадом 2-го состава. Тоже самое можно сказать и о закрывающем альбом великолепном боевике "Игры не для нас", в каком-то смысле предвосхищающем "На службе силы Зла", которая откроет следующий альбом "Герой асфальта".

Кроме песен, вошедших в альбом, группой разрабатывалась песня под названием "Миллион пластинок" - ее даже пару раз сыграли на концертах. До записи она не дошла.

Даже в неофициальном хождении "С кем ты?" пользовался большой популярностью. Очевидно, многие поднимаемые на нем темы были созвучны проблемам перестройки, не говоря уже об общей популярности heavy metal в середине 1980-х. В общем и целом можно сказать, что 1986 стал как бы подготовительным годом к первому пику популярности Арии в 1987-1988.

Я думаю, немало поклонников Арии оценило альбом и после первого официального издания на CD в 1994 (материал был отреставрирован). Наконец, на виниле альбом увидел свет в 2013 (был немного изменен цветовой дизайн обложки).

Отдельного упоминания заслуживает оформление альбома. Картина "Космогония 666" авторства художника Владислава Провоторова в качестве обложки эффектна как сама по себе, так и весьма подходит к настроению и содержанию альбома.

Уже упоминалось, что приход в группу Андрея Большакова фатальным образом сказался на судьбе 2-го состава. Дело в том, что с появлением в Арии этого энергичного гитариста, творческий центр в группе сместился с дуэта Холстинин/Грановский к дуэту Грановский/Большаков. Владимир Холстинин, основатель группы и автор ее названия, в создании материала для нового альбома участия не принимал ("С кем ты?" - единственный альбом Арии, где нет композиций авторства/соавторства Холстинина), и записал для него всего два гитарных соло. Не пришлась ко двору и его песня "1100" (она получит воплощение на следующем альбоме). Покровский и Молчанов тяготели к Грановскому/Большакову, миролюбивый Кипелов старался придерживаться нейтралитета, а директор группы Виктор Векштейн, скорее всего, поступал так, как было выгодно для дела.

Таким образом, к осени в группе назрел первый в ее истории конфликт. В активную фазу противостояние перешло после декабрьских концертов в Ставрополе, после которого четверо музыкантов приняли решение уйти из-под руководства Векштейна, и создать новую группу.

В январе 1987 2-й состав Арии дал свой последний концерт во дворце спорта "Дружба" в Лужниках. Оставшись вдвоем, Владимир Холстинин и Валерий Кипелов образуют новый состав группы с Максимом Удаловым, Виталием Дубининым и Сергеем Мавриным.

Так Ария войдет в свой классический период, когда будут созданы монументальные "асфальтовый", "огненный" и "кровавый" альбомы, которые, конечно, в какой-то мере затмят творчество ранней Арии. И тем не менее, "С кем ты?" остается в "арийской" дискографии на особом положении. В его атмосфере, энергии, звучании, аранжировках и текстах есть что-то такое, что заставляет возвращаться к нему снова и снова.

1991: ДДТ "Пластун"

обложка альбома
обложка альбома

Почти 30 лет назад, в конце 1991, был записал седьмой студийный альбом ДДТ, получивший название "Пластун".

Этот альбом, несомненно, занимает в дискографии ДДТ особенное положение по целому ряду причин: это последний альбом раннего периода группы (можно так сказать, последний альбом "ленинградского периода ДДТ"), он имеет выраженные, характерные только для него особенности звучания, специфическое оформление, и у него довольно непростая судьба.

Если для пластинки "Я получил эту роль" (1988) были перезаписаны как песни уфимского и московского периодов ДДТ, так и несколько новых песен, для альбома "Оттепель" (1991) записана "первая ленинградская программа ДДТ", то в основу "Пластуна" легли песни так называемой "второй ленинградской программы ДДТ". Песни из этого альбома появились в репертуаре ДДТ в 1988, а впервые «Пластун» прозвучал в сентябре 1988 года в ленинградском СКК, а ценными видеосвидетельствами тех времен являются фильмы "Пластун" и "Старая дорога" о выступлениях и буднях группы.

Впервые в студийном варианте песни с альбома были запечатлены на demo «Предчувствие гражданской войны» в 1989.

В том виде, в каком мы его слышим сегодня, альбом был записан на московской студии «Видеофильм», а сведение выполнено на Санкт-Петербургской студии грамзаписи. Как видно, по сравнению с первым вариантом, композиции претерпели значительные изменения.

ДДТ в 1991
ДДТ в 1991

В записи принимали участие музыканты лучшего, по мнению многих, состава группы: Юрий Шевчук - автор, вокал, Игорь Доценко - ударные, Вадим Курылев - бас, гитара, Андрей Васильев - гитара, Михаил Чернов - духовые инструменты, Никита Зайцев - скрипка, гитара, Андрей Муратов - клавишные. В качестве гостей свои партии записали Эльвира Шмакова (вокализ), Александр Бровко (акустическая гитара), музыканты духовой секции группы Бригада С. Кроме того, в записи был задействован целый Симфонический оркестр государственного театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского под руководством М. Махтина (партитуру для записи подготовил Михаил Чернов).

фрагмент интервью с Юрием Шевчуком, опубликованным в журнале "Юность" № 11/91
фрагмент интервью с Юрием Шевчуком, опубликованным в журнале "Юность" № 11/91

Альбом был записан на изломе социальных и музыкальных эпох, в нем чувствуется напряжение, предчувствие надвигающихся катаклизмов, неудовлетворенность, мучительный поиск соотношения нового и старого в работе группы. Несомненно, на драматический посыл пластинки, его тексты оказали влияние обстановка фактического разрушения СССР, афганская рефлексия, события вокруг ГКЧП, шквал межнациональных конфликтов.

Юрий Шевчук: «Весь 1991 год мы пытались записать все, что было написано до 1990-х. Я в Москве записывал вокал, жара жуткая, безветрие… Какое-то абсолютно болезненное, мерзкое состояние. Альбом мне совершенно не нравился. Я как бы проводил 1980-е тогда. Было ощущение прощания со старым. Я четко осознавал, что мы должны что-то другое играть и делать. Иначе — или умрем, или всё, надо заниматься другим делом. Посмотрели на себя внимательно, на музыку свою, — она нам совершенно разонравилась. Мы даже альбом этот, который год вымучивали, решили не выпускать. Просто стыдно было. Мы выпустили его потом, когда эти обостренные чувства прошли. И стали перестраиваться, переориентироваться…
Этот альбом я бы назвал „пышным“. Пышным, потому, что много красок — клавиши, струнные, медь, симфонический оркестр и т. д. Мы были увлечены тогда классической музыкой, пытались по-своему скрестить её с роком, найти грань между пафосом и сермягой, лирикой. Основные песни посвящены нашим друзьям-афганцам и бушующей тогда вовсю перестройке.
Вадим Курылев о записи альбома: «Альбомчик вышел нешуточный — записывали его полгода, потом полгода сводили. Для того времени студия была очень современная и хорошо укомплектованная — она была оснащена даже компьютерами".

Намучившись с этим альбомом, ДДТ решили его не выпускать. К тому времени уже пришла новая эпоха, Юрий Шевчук потерял свою верную уфимскую жену Эльвиру, и, к тому же, уже был готов новый цикл под рабочим названием "Джаз". С новым альбомом, записанным в июле 1992, и получившим название "Актриса Весна" (1992), ДДТ вступили в классическую эпоху, и о "Пластуне" на время забыли...

Вадим Курылев: "Большие технические возможности студии в результате лишь навредили альбому — Юра с Е. Мочуловым сводили его, пересводили, мы что-то переписывали, перепевали, опять пересводили и, в конце концов Юра решил его не выпускать. Видимо, он ожидал от «Пластуна» такого невероятного качества, что не мог примириться с тем, что получилось.
На самом же деле альбом не так уж и плох даже по качеству, а уж по содержанию — это один из лучших альбомов ДДТ. Здесь удалось развернуться Андрею Муратову со своими клавишами, а Андрей Васильев назаписывал своих любимых «стеклянных» гитар в таком качестве, как ему ещё никогда не удавалось. Реже всех на студии появлялся Никита и записывал в основном свою электро-скрипку, подаренную Стасом Наминым. Почти все электро-гитары записал Андрей, за что и попал на обложку альбома. Впоследствии мне казалось, что это неожиданное для альбомов ДДТ оформление тоже сыграло роковую роль в судьбе «Пластуна». Он вышел лишь пять лет спустя, когда стало уже окончательно ясно, что переписывать его никто не будет — время прошло.
...Была ещё одна попытка записать альбом заново — инициатором был Игорь Доценко. С ним и с Андреем Муратовым в качестве звукорежиссёра мы записали заново треки ритм-секции для нескольких песен «Пластуна», но этот порыв не был поддержан самим Юрой, и, соответственно, провалился. В 1995 году, когда стали первый раз переиздаваться старые альбомы ДДТ на компакт-дисках, вышел в свет и «Пластун» 1991 года. Такова непростая судьба этого альбома».

Таким образом, альбом впервые был выпущен в 1995. В 2001, в рамках переиздания каталога ДДТ на CD, "Пластун" был выпущен с концертным, на мой взгляд, ничем не примечательным, бонус-треком "Депутат Прокопенко". Наконец, в 2011 на лейбле Navigator Records был переиздан весь каталог ДДТ с оригинальными обложками и трек-листами.

В оригинальный трек-лист альбома входит 8 песен.

Открывающие альбом первые четыре композиции проникнуты колоссальным драматизмом, минорным надрывом, ощущением катастрофы. «Дороги» посвящены памяти Александр Башлачева. Заглавная "Пластун" - исключительно мрачная, гипнотически-среднетемповая песня с навязчивым полуречетативным текстом. В ночь после похорон Башлачева была написана «Предчувствие гражданской войны», названная так по одноименной, весьма характерной картине Сальвадора Дали (её можно увидеть в конце видеоклипа). Строки «Антиутопия на ржавом коне/Вскроет могилы уставших ждать…» — это отсылка к Откровению Иоанна Богослова. На эту песню еще в 1989 году был снят клип.

Медленная композиция "Ветры" с крайне эффектным женским вокализом посвящена Афганской войне. Очень жаль, что "Дороги" и "Ветры" никогда не исполнялись на концертах.

Увы, композиции второй "четверки" альбома настолько значительно уступают первым четырем вещам, что делают альбом очень неровным, мешая ему подняться к вершинам шедевра. И если "Победу" интересно слушать хотя бы из-за оркестровых вставок (или, скажем, в концертной версии на "Старой дороге"), а "Змей Петров" можно воспринимать как шуточную вещь типа "Памятника" или "Обдолбанного Васи", то "Перестроище" со строками типа "Перестроище, сходи-ка на рынок/Перестроище, купи там гуся/Перестроище, и крути ему мозги/Быть может, он поверит в тебя" всерьез, после апокалитических откровений первой стороны, воспринимать невозможно.

Думаю, альбом могла бы усилить первая версия песни "Рожденный в СССР", но именно ее по каким-то причинам в альбом не включили, ограничившись записью клипа.

Как и в случае с альбомом "Любовь", лично мне кажется, что замени ДДТ две слабые песни на альбоме ("Перестроище" и "Змей Петров") на одну сильную ("Рожденный в СССР"), альбом бы только выиграл....

Зато, эффектным выходом из мрачной атмосферы альбома воспринимается завершающая пластинку первая версия "Актрисы Весны" - на мой взгляд, ничем не уступающая второй, наиболее известной по одноименному альбому и концертным версиям. Это удачное прощание группы со своей ранней эпохой и символическое предвосхищение следующего, классического альбома "Актриса Весна".

"Пластун" был и остается интереснейшим свидетельством своей эпохи - в таком составе и с таким звучанием ДДТ больше альбомов не записывали. А чего стоит лирика пластинки! - В ней явно пробиваются ростки будущего классического, монументального почерка Поэта с большой буквы (кстати, поэзия "Пластуна" является предметом серьезных филологических исследований).