Доброго утра, уважаемые читающие.
Игорю Корнелюку спасибо за мотив😂
Февраль закончился, надеюсь, с ним закончились и наши неожиданные февральские сложности. Это я к тому, почему долго не писала.
Сегодня напишу про навык, о формировании которого наиболее часто спрашивают в личку.
Навык этот - умение задавать вопросы и отвечать на них. Как мы формировали его? Я не могу дать окончательный и "результативный" ответ-совет просто потому, что у Захара (в его 5 и 8 лет) данный навык находится еще в процессе. Мне не сильно-то есть, чем хвастать по этому поводу, наверное, потому и отдельной статьи я этому вопросу не посвящала.
Когда мы с мужем проходили тренинг "Ранняя пташка" у наших волонтеров АНО "АутизмПобедим", старшие "коллеги по теме" озвучили, что отвечать на вопросы и задавать эти самые вопросы ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра) необходимо учить. И что такого ребенка вообще всему надо учить.
Тогда Захару было четыре года, Маше - чуть больше двух. И уровень нормальной "почемучности" и "вопроситости" я оценила уже только на Машином примере. Из этого ребенка вопросы выстреливаются как из хорошей такой Царь-пушки😂, видимо, рикошетом и по Захарке попадая. Ну, в хорошем смысле.
Я помню, что повторяла вопросы при Захаре вида "А где папа?", "А кто пришел?", "Кто звонит?", "Кто там?", просила сына именно вопрос задать мне, а не ответить на него. Но это было очень сложно для Захара, он почти всегда давал ответ, никак не понимая, что я прошу повторить мой вопрос.
Тренировка навыка отвечать на вопросы, а также расширение кругозора и словарного запаса хорошо пошли вверх после АВА-интенсива в Пушкине. Я получила на руки программу с детальным описанием, что спрашивать, как спрашивать, и когда можно навык считать сформированным. Вопросы были разношерстные: и кто, и где, и что.
Захар иногда после занятия с удовольствием бегал ко мне и повторял один и тот же вопрос - Мама, кто работает в магазине? Я перенаправляла вопрос сыну - А кто работает в магазине, Захар? - Продавец, - пищал Захарка радостно и убегал восвояси. И так много-много-много-много раз.
Получается, что осваивая ответы, сын взял на вооружение и вопросы.
Конечно, эти бесконечные повторы одного и того же вопроса остаются. С недавнего времени Захар по какой-то своей прихоти стал у меня спрашивать разрешения пройти на кухню. "Мама, а можно я пойду на кухонку?" - недели полторы в общей сложности спрашивает.
Еще примеры спрашиваемого сыном ежедневно:
- Можно ли кидать дротики в вентиляторы?
- Мама, а какая твоя профессия? - просто, вне контекста и разговора.
- А этот карандаш какого цвета, мама? - и тащит мне по одному цвету на вопрос🙂
Ну, хоть так. Конечно, попытки узнать, что сын делал в садике, все ли он скушал, не кружился ли на музыке, спал ли в группе, с кем общался приносят разочарование и заученное что-то в ответ, но привязку к событиям "здесь и сейчас" никто не отменял. К примеру, задаю вопрос: Захар, что ты делал сегодня в садике? - играл (стандартный ответ сына). А делал он разноцветную сороку. А, может, ты сороку лепил? - да, я лепил сороку.
Ну, в общем, тянем за уши.
Кстати, вопросы "или-или" как откатились однажды назад, так и топчутся на месте. Нужно полностью завладеть Захаркиным естеством, чтобы узнать ответ - что ты будешь: кашу или омлет? Чаще отвечает просто - да или угу. Переспрашиваю (мы ж не ленимся) "что да?" - отвечает по делу.
Вот я и говорю, что особо гордиться пока нечем. Просьбы, кстати, тоже скачут то вперед, то назад. Тренируем в естественных условиях и за столом, в общем, везде и всюду.
А уж на ответы сына типа "потому что" я вообще очень осторожно надеюсь. Иной раз пытается выдать что-то такое сложное, но пока со скрипом. Хотя вопросы с "почему" и прочим сложным - это пожалуйста: Мама, почему на люке буква К написана? Мама, куда едет автобус номер 10? Мама, а почему в люке дырочки нет? - правда, как видите, на ограниченные супер-интересами темы.
Кстати, это "почему-потому" хорошо ассоциативными темами всякими подкрепляется - играми развивающими, картинками.
- Почему корова и молоко? - Потому что корова пьет молоко.
- Блин, Захар, корова не пьет молоко, она пьет воду. Что корова с молоком делает? - Дает.
- Супер, дай пять.
Обычные вопросы сына (они случаются) - Папа, что ты делаешь? Можно мне конфету? А можно я тебе помогу? - сначала сбивают с толку, ибо непривычны и неожиданны, потом уже радуют.