Опыт пандемийного 2020 года показал, что устоявшаяся (если не сказать укоренившаяся) в России система оказания медицинской помощи гражданам нуждается в серьёзных изменениях. И речь идёт о гораздо более важных вещах, чем закупка нового оборудования, автомобилей для служб «скорой медицинской помощи», строительство новых медицинских учреждений и даже подготовка врачей. Всё вышеперечисленное является, безусловно, важными факторами, влияющими на качество оказания медицинских услуг, НО далеко не ключевыми и не системообразующими. Ключевой фактор в системе здравоохранения – это её устройство с точки зрения экономики, управления и системы оценки её эффективности. И с этим в России однозначно есть большие проблемы, которые обнажились и усугубились в условиях пандемии.
Качество – первая жертва неправильной системы финансирования
Среди прочих проблем пандемия в очередной раз вскрыла и проблему финансирования деятельности лечебных учреждений. В современных условиях развивающегося капитализма рынки медикаментов, медоборудования, труда медицинских работников и пр. стремятся развиваться по законам свободной конкуренции и свободного ценообразования, но система здравоохранения по факту остаётся в условиях ручного администрирования и мало чем отличается от советской.
Единственное, что отличает систему от советской, – это то, что каждое учреждение получает деньги за услуги из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). И только в том размере, который утверждён наверху. Так как в нормативных актах стоимость оказания услуг серьёзно отличается от реальной(государство таким образом экономит), медучреждения начинают испытывать недостаток средств и вынуждены на всём экономить и приписывать себе услуги пациентам, которых они не оказывали. (Столкнулся с этим лично! Нашел много интересного в своей медкарте)
Такая система не способствует развитию качества медицины в условиях отсутствия альтернативы для пациента:
Во-первых, платная медицинская помощь всё ещё не по карману для подавляющего большинства жителей страны, и люди вынуждены обращаться за бесплатной помощью в государственные учреждения. (К счастью, это ПОКА ЕЩЁ гарантировано Конституцией.)
Во-вторых, если таких учреждений в шаговой доступности много (как, например, в Москве), и пациент может выбрать, куда пойти лечиться, то им придётся хоть как-то улучшать качество (например, научить персонал элементарной вежливости), чтобы ходили к ним, и учреждение получало за это хоть какие-то деньги из фонда ОМС. Если же вы – единственная поликлиника в городе или районе (как в большей части страны), то все пациенты и так достанутся вам, привлекать их качеством услуг не нужно, хватит с избытком (можно даже отбиваться от них: "платят за услуги мало, а пациенты хотят много, припишем!").
Система против развития
Закономерным результатом этих явлений является фактическое противодействие сложившейся системы какому-либо развитию в области здравоохранения. Российское здравоохранение полностью лишено стимулов для развития и, словно заклинившая шестерёнка, начинает тормозить весь механизм: тормозится процесс развития фармацевтики, медоборудования, научных исследований и прочих смежных отраслей. Такое торможение происходит по целому комплексу причин. Но если упростить, то всё сводится к двум основным:
1) «Зачем улучшать качество медуслуг?» – «Зарплату платят, клиенты есть. Платно лечиться дорого, всё равно придут лечиться к нам.»
2) Государству проще надавить на бизнес и принудительно вводить государственное регулирование цен на все самые необходимые препараты и оборудование, чем создавать условия для развития технологий и снижения их стоимости.
В итоге система финансирования государственной медицины такая: взвыли врачи и пациенты от недостатка медикаментов и рабочих рук – высокое начальство услышало, подкинуло деньжат (но ровно столько, чтоб не выли). Пока же врачи и пациенты ведут себя тихо, то и делать ничего не надо. Но молчание пациентов и врачей вовсе не означает, что всё работает как часы, правда?
Кризис доверия
Низкое качество услуг неминуемо влечёт за собой и потерю доверия пациентов. Люди не уверены, что требующаяся им помощь будет оказана должным образом, а необходимость обращения к врачу не заставит их терпеть неудобства в гигантских очередях.
Результат - люди предпочитают заниматься самолечением, обращаться к неквалифицированным людям (а то и вовсе к колдуньям, ведуньям, знахарям и прочей нечисти), отказываются от плановой вакцинации (это ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО сегодня).
Всё это приводит к плачевным результатам: разражаются эпидемии (сейчас это не только Covid-19, но и корь, к примеру), количество больных растёт.
Если люди не доверяют системе и не хотят идти в клинику, болезнь прогрессирует, и когда человек всё же обратится ко врачу, то затраты на его лечение кратно возрастут. И это, ни много ни мало, разбазаривание народных денег, ведь за те же деньги можно было бы вылечить несколько других пациентов с пока ещё более легкой формой заболевания. Но теперь они могут не получить помощи вовремя, и затраты на их лечение тоже возрастут. Цепная реакция, одним словом.
Здоровье нации - это ресурс
Всё это неминуемо ведёт к тому, что здоровье нации в целом ухудшается, трудоспособность падает, за ней - производительность труда, экономика и т.д. Продолжительность жизни тоже не растёт (а тут ещё и пенсионный возраст подняли, дожить бы).
Поэтому задумайтесь, сограждане! - Ваше здоровье - это самый настоящий ресурс, не менее (и даже БОЛЕЕ) важный, чем нефть или газ. Вот только система для приумножения этого ресурса запущена, и нуждается в серьёзной переделке.
Реформа для нашего здравоохранения - то что доктор прописал! Но это уже совсем другая история, поговорим об этом следующий раз....