Нет, я говорю не о менеджере, не такой уж я Капитан Очевидность. Речь идет о сотруднике, чья работа кажется не такой уж важной, но недооценивать ее роль - большая ошибка.
Это ассистент отдела продаж. Сотрудник, который невероятным образом влияет на результативность менеджеров и, соответственно, на прибыль всей компании.
Кто это такой?
Надо сразу внести уточнение о том, какие бывают ассистенты. Глобально, они делятся на 4 вида (в каждой компании может быть свое название):
Sales-офицер - это специальный сотрудник, который совершает некую "предварительную продажу", то есть, например, обзванивает холодную базу и выявляет заинтересовавшихся клиентов, которых затем передает основному менеджеру. Либо обзванивает базу для выявления актуальных контактов, которые также передает менеджеру. Очень нужная функция если компания работает на холоде. Чаще всего используется в банковской сфере.
Клиентская поддержка - специалисты, которые принимают звонки текущих клиентов компании, т.е. уже заключивших сделку. Их основная задача - ориентировать клиентов в вопросах, связанных с деталями работы, статусом оплаченных дел и прочими моментами, которые уже не ведут к продаже. Необходим, когда продаваемый продукт долго реализуется или доставляется.
Ассистент по документарной работе - на их плечи ложится вся работа, связанная с подготовкой договоров, счетов, коммерческих предложений, тендерной документации и т.д. Есть смысл заводить, если компания не нанобизнес с общим штатом в 10 человек.
Волшебная сила ассистента
Задача любого из вышеперечисленных ассистентов - максимально освободить менеджеров от работы, не связанной с осуществлением самих продаж. Это в итоге дает максимальную фокусировку продажников на клиентах и их качественной обработке. Кроме того, снимает негативную составляющую от предстоящей волокиты и оставляет только мотивацию заработать.
Чем сложнее продаваемый компанией продукт, тем выше необходимость в наличии этих супергероев. Проверено, результат заметен с первого же месяца после их обучения и адаптации.
О чем важно помнить
- освобождая менеджерам время, не забывайте контролировать его продуктивное использование - нужно, например, установить KPI по интенсивности звонков или результативности продаж
- обязательно четко озвучить, что ассистент отдела продаж - это не персональный ассистент менеджера, он не будет бегать ему за кофе или носить вещи, т.к. это не его рабочие задачи
- важно зафиксировать, что ассистент - это руки, а менеджер голова, т.е. ассистент выполняет свои функции, но финальный контроль перед отправкой клиенту - на менеджере.
Делитесь свои опытом работы в компании с ассистентом и без!