Гаджеты - часть нашей цифровой жизни. Никто не будет спорить? И огни вредны, если использовать без меры. Как вредно все, что использовать без меры.
Но нас особенно беспокоит, когда тема гаджетозависимости проецируется на детей.
Ругать - не понять
Мне часто приходится слышать разговоры мам, ругающих своих детей за залипание в телефонах.
Но ни разу не доводилось слышать разумного объяснения почему ребенку следует ограничивать общение с гаджетом.
И ни разу ни один взрослый не упрекнул себя в том, что его ребенок сидит в телефоне, потому что в семье с ним мало общаются. Потому что у него проблемы в общении с одноклассниками, а телефон помогает уйти от реальности. Потому что на выстраивание взаимоотношений с людьми нужно тратить силы. А какие силы тратить на управление сенсором?
Покупать смартфон ребенку или не покупать
Один мой знакомый долго не покупал смартфон своему ребенку, хотя и деньги у него были. Руководствовался не целью сэкономить, а мыслью уберечь сына от залипания в гаджете. В итоге купил-таки, когда ребенок остался последним в классе, кого не было в социальных сетях.
Теперь наверстывает упущенное, добавляя в друзья одноклассников и просматривая их ленты.
Искусственно устроенные ограничения еще никому не помогали.
Трудности в общении
Знаю другую историю. Ребенку 10 лет, у него не складываются отношения со сверстниками. В школе его давно дразнят. Он перестал вообще идти на контакт с детьми. Весь его круг общения - это телефон, с которым мальчик может сидеть часами. Спастись от назойливого мира, ограничить любые неприятные контакты да еще и весело провести время.
Только ведь здесь проблема не в гаджете. Ребенок одинок, не находит эмоциональной поддержки у близких. Детям и так-то сложно даются навыки общения, а когда они встречают неприятие, они и вовсе перестают идти на контакт.
Нет границ
Видела собственными глазами, если перед детьми поставить коробку конфет и не сказать сколько можно взять, возьмут все. Не остановятся, пока конфеты не закончатся. Но если сказать, что берете сейчас 2, через час еще две и еще через час две, сделают как просила.
Нет границ - нет четких правил поведения. Есть границы - есть правила.
Аналогично следует поступать с лимитом зависания ребенка в гаджете.
Причем правила лучше не только установить, но и совместно обсудить, проговорить, достигнув оптимального для обеих сторон результата.
Вариант разговора примерно такой.
Сначала сообщаем ребенку свое видение происходящего: "Я заметила, как тебе интересно играть".
Потом высказываем свое мнение почему, собственно, столь приятное занятие следует ограничить: "Беспокоюсь за твое зрение\слух\нервную систему".
И, наконец, предлагаем вместе определить правила поведения: "Подумаем вместе, что нам делать, чтобы и ты мог играть, и я не беспокоилась?".
Лекарство от безделья
Серьезно, если нечем заняться мы сами-то что берем в руки? Смартфон, конечно. Ползаем по соцсетям, смотрим видео, читаем ерунду всякую.
А как только появляется работа, срочные дела уже не до телефона. Вот и дети так же. Если им скучно, они пытаются себя занять.
Контролировать гаджетозависимость можно. Главное не перегнуть палку, резко отключив интернет и выкинув телефон ребенка в пропасть.
Еще лучше действовать своим примером, больше времени проводя в общении с близкими, а не виртуальными друзьями. Как вариант можно просто поменять наполнение: игры заменить уроками по программированию, вместо бесполезных, пожирающих время, роликов смотреть фильмы на английском или видео с естественно-научными опытами.
Добрые отношения в семье, если они есть, не вытеснит никакой гаджет. Если же гаджету внимания уделяется больше, чем друг другу, то возникает повод задуматься не пора ли менять ситуацию.
Делитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.