Найти в Дзене
Ируся

Гусь-Железный(из цикла "Мой любимый Касимов")

Гусь-Железный
Троицкий храм в Гусе-Железном
Памятник братьям Баташевым.
Дом Баташовых по прозвищу "Сундук".
Гусь-Железный
Гусь-Железный
Троицкий храм в Гусе-Железном
Троицкий храм в Гусе-Железном
Памятник братьям Баташевым.
Памятник братьям Баташевым.
Дом Баташовых по прозвищу "Сундук".
Дом Баташовых по прозвищу "Сундук".

Эти места всегда были богаты залежами железной руды. Именно это привлекло сюда в XVIII веке горнозаводчиков Баташевых, которые основали поселок. Так как поблизости протекает речка Гусь, а главным предприятием стал железоделательный завод, то поселок так и стал называться Гусь Железный.

История возвышения этого знаменитого на всю Россию рода началась с Ивана Тимофеевича Баташева, тульского кузнеца. Каким-то образом он заручился поддержкой богатого промышленника и любимца Петра Великого Никиты Демидова и стал скупать земли, на которых выстроил чугунно-литейные заводы. Кроме двух предприятий на тульской земле, Иван Тимофеевич основал еще один завод в Медыни. Все свое имущество он завещал сыновьям Родиону и Александру. После смерти второго брата все досталось Родиону, который в свою очередь передал имущество сыновьям Андрею и Ивану. Именно с именами этих братьев связано основание поселка Гусь Железный.

Получив в наследство достаточный капитал, братья стали скупать земли и крестьян в тех губерниях, где находили залежи железной руды. За достаточно короткое время они выстроили несколько заводов в разных областях и разбогатели. Получали Баташевы и государственные заказы на производство пушек и ядер, что сильно поспособствовало их процветанию. В том числе они поставляли якоря и пушки в строящийся Архангельский порт, причем доставляли их на своих собственных судах.

За многочисленные заслуги братья Баташевы в 1783 г. были награждены дворянским титулом.

После этого Андрей и Иван поделили свое имущество. Гусь Железный стал резиденцией Андрея Родионовича Баташева, которого прозвали «железным королем».

Личность его была весьма неоднозначной: с одной стороны, он был довольно умным и предприимчивым человеком. Многие идеи, которые он внедрял в производство, были новаторскими для того времени. К тому же огромные средства Андрей Родионович выделял на благотворительность, строя больницы, храмы и приюты для обездоленных.

С другой стороны, Баташев был необычайно жесток и коварен, поговаривали, что он возглавлял бандитскую шайку, грабившую местных купцов. Баташов содержал целую армию головорезов: 800 человек бывших егерей, целый егерский полк. Касимовские купцы показывали властям, что в лесах их грабит целое войско с пищалями и «в образинах».

Еще чеканил в подвалах фальшивые монеты. Екатерина II знала о проделках Баташева, но закрывала глаза на фальшивые червонцы. Просто потому, что фальшивые червонцы изготавливались Баташовым из того же чистого золота, что и государственные, только золота в них было чуточку больше.

В Гусь Железный Андрей Баташов согнал крепостных со всех своих имений и всего за два года выстроил огромный барский дом, обнесенный высоким забором, возвел плотину и расширил завод. Усадьбу назвали «Орлиное гнездо», а в простонародье «Сундук», так как имел форму обычного сундука, и славилась она на всю округу ужасами, происходящими внутри.

Главный дом Андрей Родионович выстроил таким образом, что одна его часть находилась в Рязанской губернии, а другая во Владимирской. Приедут бывало гости к Андрею посетители, а он не желает их принимать. Выходят к посетителям. Прибывшим с Владимирской стороны слуги и говорят, что барин отбыл в Рязанскую губернию. А сам хозяин дома в это время находится дома, только на той его половине, которая располагается на Рязанской земле. И наоборот. Приедут посетители с Рязанских краев, а им говорят, что барин отбыл на во Владимирскую губернию. Особенно этот трюк Андрей Родионович любил проделывать в отношении блюстителей порядка, которые иногда заезжали к нему с проверками. Но так как все знали, что Екатерина благоволит к Баташову, то все эти проверки носили чисто формальный характер.

Особняк был окружен огромным парком с оранжереями и прудами. Парк был расчерчен аллеям и дорожками, по краям которых били фонтаны, стояли беседки, утопавшие в высокой чистой траве. Одним из красивейших мест парка были озера, на которых плавали лебеди. На всей территории парка действовала система каналов. Райский уголок называли «Маленькой Венецией». В оранжереях круглый год выращивали овощи и фрукты, в том числе и диковинные: виноград, абрикосы и даже клубнику и ананасы. Всю эту диковинную еду отправляли в Санкт – Петербург к столу Екатерины Великой.

Но высокие кирпичные стены, окружавшие усадьбу, делали ее настоящей неприступной крепостью. В усадьбе имелся свой «сад ужасов», в котором жестокий хозяин пытал провинившихся слуг.

Кроме того, в имении был «павильон любви», в котором самых красивых крепостных девушек принуждали развлекать гостей Баташева. Часто после таких застолий девицы часто топились в барском пруду, который и по сей день существует рядом с «сундуком». Местные жители никогда в нем не купаются. А темными ночами люди часто видят призраки утопленниц в белых одеждах, скользящих по глади озера.

Кроме того, известно, что под Касимовской землей существуют огромные карстовые пещеры. Сейчас это огромнейшее газохранилище федерального масштаба. А тогда эти пустоты Андрей Родионович использовал по своему усмотрению. Были в его знаменитом саду ловушки-колодцы без дна, сверху накрытые деревянными крышками, присыпанные землей. Баташов приглашал к себе не угодных ему, яко бы для примирения. Встречал радушно и выводил прогуляться в свой сад, где росли диковинные деревья и цветы. Подводил человека к такому колодцу, отходил на секунду, чтобы нажать на педаль. Крышка колодца опрокидывалась и человек исчезал в карстовых пустотах навсегда. Знала об этом и Екатерина и частенько обращалась к Баташову с просьбой убрать таким образом не угодных ей людей. Вот и еще «заслуги « Баташова Андрея Родионовича перед царицей, за которые был обласкан Екатериной великой..

Под усадьбой имелась разветвленная система подземных ходов, в которых чеканили фальшивые монеты. Как я уже говорила, Екатерина закрывала глаза на это, так как золотые червонцы Баташова были из чистого золота, только весу в них было больше, чем в государственных. Но после смерти Екатерины на престол восходит ее сын Павел. Павел сразу решил навести порядок и разобраться с Баташовым. К Андрею Родионовичу в имение была направлена серьезная проверка. Баташов узнал об этом и пообещав рабочим, которые в две смены трудились в этих подвалах двойную оплату загнал всех в подземелье, а это было до 300 человек, и затопил подвалы, замуровав выходы. Местные жители говорят, что даже сейчас из- под земли иногда слышатся стоны этих рабочих.

А еще поговаривают, что Баташев был масоном, и члены ордена часто собирались в потайных комнатах усадьбы. Андрей Родионович был трижды женат и имел несколько детей. Второй женой его стала крепостная, которой он перед венчанием подписал вольную. На третьей жене он женился, еще будучи обвенчанным со второй.

Самой же выдающейся достопримечательностью Гусь Железного является величественный Троицкий собор, который задумал построить еще Андрей Родионович. Однако он не дожил даже до начала строительства. Храм стали возводить в 1802 г. по проекту известного архитектора. Какого именно нигде не упоминается, однако многие предполагают, что им мог быть В.И. Баженов, так как собор выстроен в редком для Рязанской области и для православных храмов стиле неоготики Тем не менее, Баженов умер, как и Андрей Родионович Баташев в 1799 г., а, следовательно, знаменитый зодчий мог быть только автором проекта, а воплощал его в жизнь кто-то другой.

Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства.

Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.

Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей