Как только ребенок начинает говорить, он начинает спрашивать. С возрастом поток вопросов лишь увеличивается. Мои дочери, которые уже учатся в 1 и 3 классах, спрашивают меня постоянно.
Разброс тем колоссальный. От устройства окружающего мира до психологии, от кулинарии до межличностных отношений.
В подборе ответов у меня есть опыт и даже свои маленькие хитрости. Назову их методиками, которые помогают сориентироваться и выдать вопрошающему ребенку информацию.
1. Тема денег
Мне не приходилось сталкиваться с детскими истериками в магазинах. У меня никогда не клянчили что-то до умопомрачения, а получив заветную вещицу быстро о ней забывали.
Вопросы, связанные с покупкой вещей, я увязываю с темой пользы и необходимости.
Тебе точно нужна эта десятая мягкая игрушка? Что ты будешь с ней делать? Как будешь использовать? Может быть деньги потратить на покупку чего-то другого?
Финансы и их распределение - тема довольно сложная. Не каждый взрослый в ней разбирается. Но то, что детям с раннего возраста следует объяснять, что деньги с неба не падают, это факт.
Взрослые - не обслуживающий персонал, главной целью которого является удовлетворение всех желаний ребенка. Это люди, которые заботятся о здоровье и благополучии семьи. Вместе с тем взрослым приходится тратить свои силы и энергию на создание материальных благ.
Если придерживаться методики объяснения, дети поймут, что имеющиеся в доме вещи, еда, игрушки - стоят каких-то денег. Купив одно, можно не купить другое. И вообще есть такая штука как семейный бюджет, где деньги перераспределяются между первоочередными и важными затратами и второстепенными и менее важными.
2. Тема взаимоотношений и конфликтов
Нет детей, у которых не было бы конфликтов с окружающими. Их причиной может быть как сам ребенок, так и другие дети.
Поскольку агрессия порождает агрессию, и это, как ни крути, не путь к разрешению спора, лучше настраивать ребенка на диалог.
Вопрос "Если кто-то меня обидит, что мне нужно делать?" не имеет однозначного ответа. Разбираться нужно с конкретной ситуацией. Кто обидел, почему обидел, что стало причиной, при каких обстоятельствах произошло и т.д.
Важно встать на сторону ребенка, вывести его на разговор. Важно показать, что конфликты неотъемлемая часть существования человека в обществе. Нужно учиться обходить их или грамотно разрешать.
3. Тема устройства окружающего мира
Это мои любимые вопросы. Иногда они ставят в тупик и заставляют мозги работать куда сильнее, чем при подготовке любой статьи.
Например, младшая дочь как-то спросила откуда появился самый первый дуб. Согласитесь, вопрос сродни известной дилемме о яйце и курице, из которых так и не понятно кто появился раньше.
Детям интересно узнавать о том, как устроена жизнь вокруг. А взрослым полезно останавливаться в ежедневном достигаторстве и, прислушиваясь к детским вопросам, вспоминать, что жизнь - это не только работа.
Не обязательно отвечать сразу и полностью. Спросите мнения ребенка: как ты сам-то считаешь? Можно дать направление для поиска ответа (энциклопедия, сайт, документальный канал). Можно поискать ответ вместе. Или выдать часть информации, а часть предложить ребенку найти самому.
Конечно, тем для вопросов бывает и больше. А настроение на них отвечать есть не всегда. Иногда полезно взять паузу хотя бы на несколько минут, чтобы спокойно продолжить диалог. Ведь ответы взрослого на детские вопросы - это не ерунда какая-то. Это часть построения прочных взаимоотношений в семье, возможность лучше понять друг друга и стать ближе.
Делитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.