Криминальная история успеха Балрама, прошедшего путь от нищего до состоятельного человека через прислуживание у богатой индийской семьи.
2 года назад критиков и зрителей по всему миру удивили/потрясли/влюбили в себя южнокорейские "Паразиты". Как итог: 4 "Оскара", "Золотой глобус" и "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля. О чем был тот фильм? Помимо всего прочего о классовом неравенстве и проистекающем из него социальном расизме. Картина попала в нерв времени и снискала заслуженный успех.
В 2008-м году индийский писатель Аравинд Адиги написал книгу "Белый тигр". Первое произведение, и сразу премия "Букер" в Великобритании. Правда, экранизации пришлось ждать 13 лет. Но лучше поздно, чем никто. Хотя тот факт, что фильм вышел после "Паразитов", может сыграть и против - мол, индусы по горячим следам сняли нечто схожее. Но это не так, хотя стержень в виде критики социального неравенства и обнажение социального расизма присутствует и здесь.
Но у "Белого тигра" контекст шире. Адиги и режиссер Бахрани погружают зрителей в "чудесный" мир т.н. традиционного общества. Тот самый, который у нас охранители и прочие "почвенники" последние годы стали сильно славословить. Это закономерная попытка противостоять глобализации в виде вестернизации. Да только получается как-то плохо: народ не тот - позабыл плюсы крепостного права, силу молитвы и народной медицины.
Вот и создатели фильма "Белый тигр" почему-то свои корни не любят, хотя у них они еще глубже наших (благо Индия намного старше), а значит - еще традиционнее, мудрее и святее. Так в фильме говорится, что у индусов 36 миллионов богов, поклоняются они не только фигуркам и коровам, но и тропинкам, и деревьям. Нам пока в этом плане далеко, но отрезанным пяткам уже кланяемся:
Куда больше внимания уделено самым скрепным традициям - полурабскому положению миллионов людей. Но страшен не сам факт нищеты большого числа, а приемлемость ими этого. Ведь кастовое разделение от бога, а значит, каждому свое место, и ничего тыт е поделаешь. Главное - дождаться перерождения. Общественное бытие определяет общественное сознание.
Вот и главный герой фильма рад, что смог стать слугой богатого человека. Да, приходится мыть и массажировать им ноги; да, тебя постоянно бьют и чмырят; да, спишь в кладовке с тараканами, но все лучше, чем жить в родной деревне. К тому же один из хозяев добрый, потому что долго пробыл в США, а даже был бы злой - все равно все правильно. Потому что традиции, устои, скрепы.
К ним, кстати, относится еще одна, самая лучшая - коррупция. Хозяева главного героя стабильно заносят сумку бабла чиновникам и "кандидатам от народа". Что однажды приводит к радикальному повороту в жизни Балрама, ведь он не просто слуга, а некогда самый смышлёный в классе - "белый тигр", особенный - и он учится. Учится быть богатым, основам бизнеса и тому, как обращаться с подчиненными. Наукой он овладеет вполне, в ряде аспектов даже превзойдет "учителей", так как ему на блюде от рождения ничего не уготовано.
Фильм выступает срезом индийского общества по массе аспектов жизни: религия, культура, политика, бизнес, национальное самосознание, международное положение Индии. И так как этих тем много, то авторы прибегли к приему закадрового текста. Но в данном случае это нельзя считать слабостью в повествовании. Здесь прием оправдан, потому что рассчитан на "внешнего" зрителя, который не знает Индию столь хорошо, чтоб можно было обойтись намеками. Это не США, которые мы изучили от и до за последние 30 лет.
И, пожалуй, я впервые в жизни советую посмотреть индийский фильм.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал , ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК . Там я выкладываю другие интересные материалы