Найти тему
Владимир Овчинников

Как мы храним память о погибших в ВОВ. Статья 6. Первые итоги.

Итак, пожалуй пришло время подвести первые итоги и ответить на ряд вопросов, возникших при детальном изучении списков различных братских захоронений. Количества изученных на данный момент списков для этого вполне достаточно.

Во-первых, теперь абсолютно ясно, что все эти списки составлены задним числом, и во многих случаях имеют мало общего с реально захороненными людьми. Проверяя их с помощью донесений о потерях частей РККА, мы уподобляемся собаке, которая гоняется за собственным хвостом, потому как на основе этих же донесений они и составлены. Единственная польза от такого поиска – выяснение персональных данных о каждом захороненном, то есть установление года и места рождения, где проживал до войны, в какой части служил и когда погиб. Однако, при установлении дислокации его части на день смерти нередко выясняется, что данный человек чисто физически в данную братскую могилу не мог попасть никаким образом. В связи с этим хочу предупредить всех, кто увлекается историей Великой Отечественной о том, что использование этих списков в качестве исторических документов – огромная ошибка.

Во-вторых, выяснилось, что многие списки составлены так, чтобы они не подтверждали реальный ход боевых действий, а искажали его, подтверждая лишь мифы, выдуманные после войны. Ярчайший пример – захоронение в д. Пешки Солнечногорского района, о котором шла речь в предыдущей статье.

Так когда же всё это произошло, по чьей вине, и по какой причине?

Ответ на первый вопрос имеется в тех же паспортах и учётных карточках захоронений. Большинство перезахоронений было массово произведено в 1954-56 годах. Именно тогда произошло укрупнение братских могил, то есть перенос захороненных из мелких и одиночных могил в более крупные. И именно тогда первоначальные правдивые списки были переданы из сельсоветов и горисполкомов в военкоматы. Иначе говоря, по какой-то причине тогда Министерству Обороны СССР стало необходимым установить контроль за этими списками, сразу же после чего они и превратились непонятно во что. Остаётся лишь сопоставить эту информацию с другим фактом – именно эти два неполных года на посту Министра Обороны СССР находился никто иной, как всеми нами горячо любимый «Маршал Победы», Георгий Константинович Жуков. Сразу же после того, как в 1956 году за излишнее рвение к власти он был с этого поста снят, пришло время ему засесть за «правдивые» мемуары. Почва была подготовлена, бардак в списках захоронений позволял выдумывать о войне всё что хочешь и присваивать себе заслуги какие хочешь – всё засекречено, и настоящей правды никто никогда не узнает.

Об этих мемуарах здесь стоит сказать пару слов. Ведь на основе этой книги под названием «Воспоминания и размышления» построена вся официальная история ВОВ. Почему-то никого не удивляет, что при жизни автора было выпущено только её первое издание, а вот после его смерти она переиздавалась ещё пять раз. И каждый раз это происходило, когда в стране менялась власть. Каждый раз потомки Георгия Константиновича якобы находили в домашнем архиве какие-то ранее неизвестные документы и вносили поправки – от небольших до весьма существенных. Приведу лишь один из самых невинных примеров – в последнем на данное время издании Г.К. Жуков превратился из убеждённого атеиста и коммуниста в глубоко верующего человека. А сразу после выхода этого издания в свет долгое время с разных трибун сыпались предложения причислить его к лику святых. Как мне кажется, потомки Георгия Константиновича немного перестарались. Пытаясь ещё сильнее прославить своего и без того прославленного предка, они добились обратного результата, подорвав у множества людей веру в правдивость его исторических трудов и военных подвигов.

Впрочем, вернёмся к братским захоронениям. Всё сказанное выше подтверждается ещё и тем, что списки продолжают изменяться по сей день. Кого-то добавляют, а кого-то и исключают. Хочется думать, что это происходит по веским причинам, ведь сейчас огромный массив подлинных документов ЦА МО РФ рассекречен и выложен в общий доступ. Но на самом деле это не так. Списками продолжают заниматься абсолютно некомпетентные люди, даже не знающие хода боевых действий в той местности, где они проживают. Привожу пример.

Как уже писал в какой-то из предыдущих статей, я поддерживаю связь с жителями Износковского района Калужской области, где в 1942 году погиб и был похоронен мой дед. Бои там происходили такие, что братских могил огромное количество, а списки некоторых достигают 2-3 тысяч человек. Кроме того, в самих Износках и окрестных деревнях с января 1941-го по март 1943-го дислоцировалось множество медсанбатов и госпиталей. По этим причинам только на территории самих Износок сейчас находятся три братских могилы. Но вот их списки довольно-таки скудные. Могила в парке им. Суворова – 282 фамилии. Могила у школы – 157 фамилий. Могила в сквере у ж/д вокзала – 50 фамилий. Всего 489. Явно маловато, учитывая характер и длительность боевых действий в районе. Давно собирался помочь в поиске дополнительных фамилий, но по разным причинам это дело откладывалось.

И вот недавно мне сообщили, что на могиле у школы были установлены новые мемориальные плиты (на фотографии - старые), при этом добавились 64 новых фамилии. Нашла их школьная учительница географии (чем теперь сильно гордится и надеется на медаль), которая активно ведёт патриотически-воспитательную работу среди детей и заведует школьным музеем, тоже на военную тему. По моей просьбе мне прислали фотографии этих новых плит. Первым делом отметил тех, кто уже был в старом списке. Уже тут обнаружилось, что четыре фамилии из него пропали. И если двое из них вполне резонно, так как они дублировались в парке Суворова, то ещё двое по обычной безалаберности. Далее по оставшимся фамилиям был произведён поиск. Результаты. 22 человека тупо взяты из списков других захоронений, в том числе и из того же парка Суворова. Ещё 22 человека добавлены абсолютно ошибочно, то есть погибли в совершенно других районах, просто у деревень с похожими названиями. И ещё по 13 фамилиям не удалось найти ничего. Возможно, в их написании допущены серьёзные ошибки, а возможно, что они вообще были взяты с потолка. Вот такой вот патриотизьм и воспитательная работа.

Но это ещё не всё. Тут мной уже овладел спортивный азарт, и я решил, бросив всё, заняться делом, которое давно откладывал – поискать тех, кто действительно должен находиться в списках Износковских захоронений, но до сих пор там отсутствует. Работа заняла пару недель. Результат – 466 новых фамилий!!! И в отличие от предыдущих, они не выдуманы, и не погибли или умерли от ран где-то ещё, кроме района села Износки. Все они принадлежали частям 33-й и 43-й Армий, которые как раз и вели там боевые действия. За исключением только одного – трижды орденоносного майора, командира истребительной авиаэскадрильи, сбитого над Износками в воздушном бою.

Когда я это всё отправил в Износки, там наступил шок. Потом они мне ответили, что теперь не знают, что со всем этим делать. Ведь новым плитам ещё нет и года, на них затрачены внушительные бюджетные деньги, а их уже нужно опять менять.

Что я могу им ответить на это? Наверное, не нужно доверять такие серьёзные дела некомпетентным людям.