Несколько лет назад мне в руки попала книга «Режим гения». Я в нее буквально влюбилась! В ней автор, Мейсон Карри, собрал детали повседневной жизни великих людей — писателей, философов, композиторов, изобретателей и, конечно, художников. Поскольку я не мыслю жизни без рисования и живописи, последние интересовали меня больше всего. Эти бытовые прозаические подробности — во сколько они ложились спать и вставали, когда и что ели, как работали, как страдали от бессонницы и неврозов — не просто интересны. Они вселяют лично в меня оптимизм, потому что перестаешь себя чувствовать «белой вороной», которая ведет себя не как все, и постоянно из-за этого испытывает некоторое давление. В общем на фоне этих рассказов я начинаю себя чувствовать почти нормальным человеком :)
Всем приходится так или иначе выделять время для работы, но способы, которыми люди организовывают свою жизнь, чтобы справляться с работой, бесконечно разнообразны. Этому разнообразию и посвящена моя книга, и я надеюсь, что читателей она ободрит, а не удручит.
Мейсон Карри «Режим гения»
Если вам эта книга попадется, обязательно прочитайте! Она небольшая по объему, но ужасно увлекательная. А я собрала из нее рассказы о распорядке дня художников. Получилось довольно много текста, поэтому я пришлось разбить его на четыре части. Сегодня будет первая.
Фрэнсис Бэкон,английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи
Расписание Бэкона практически не менялось из года в год. Он поздно ложился спать, но просыпался с первыми лучами солнца. Работал примерно до полудня. Карри пишет, что обычно Бэкон приглашал к себе в студию друга для совместного распития бутылочки вина. Или отправлялся в паб, а затем в ресторан на обед, а дальше по клубам выпивать. Ужинал опять в ресторане, затем опять клубы, иногда казино. Под утро перекусывал в бистро и тащил домой собутыльников выпить на посошок.
Бэкон страдал бессонницей и заснуть мог только с помощью таблеток. Чтобы быстрее уснуть, перечитывал в постели классические учебники по кулинарии. Получается, что спал он всего несколько часов, но это не мешало ему творить.
У него были интересные представления о правильном питании. Он принимал много чесночных таблеток, не ел яичные желтки и десерты, не пил кофе. При этом выпивал в день шесть бутылок вина. Когда у Бэкона случалось похмелье, он, скорее, радовался, чем расстраивался:
«Мне нравится работать с бодуна, — делился он, — потому что мозг так и прыщет энергией и все мысли как никогда отчетливы».
Работы Фрэнсиса Бэкона, листайте галерею:
Анри де Тулуз-Лотрек, французский художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов
Тулуз-Лотрек работал по ночам. Делал зарисовки в кабаре и борделе. Именно образы ночной жизни Парижа принесли ему известность. Но чтобы так много пить и так мало спать, никакого здоровья не хватит. Он пьянствовал ночью, вставал рано утром и печатал литографии. Потом шел обедать в кафе, где каждое блюдо запивал большим количеством вина. Затем он возвращался в студию и спал. Просыпался более или менее трезвый и рисовал до вечера. А тут наступало время аперитива.
Тулуз-Лотрек любил смешанные напитки на американский манер, которые в то время во Франции были в новинку. Причем коктейли он смешивал на собственный лад, ориентируясь не на вкус, а на оригинальные цветовые сочетания. Ну и напиток должен был получиться покрепче. Аперитив плавно перетекал в ужин и очередную ночную попойку.
«К 40 годам я выжгу себя дотла», — говорил Тулуз-Лотрек приятелю, но слегка не рассчитал: скончался в 36 лет.
Работы Анри де Тулуз-Лотрека, листайте галерею:
Анри Матисс, французский художник, скульптор, лидер течения фовистов
Матисс утверждал, что наслаждается всем и ему не бывает скучно. Но на фоне предыдущих художников, прямо скажем, скучноватый подход — работа и только работа. Вот что он сам об этом рассказывал:
Теперь вы понимаете, почему я не знаю скуки? Более 50 лет я ни на миг не прерываю работу. С девяти утра до полудня — первый сеанс. Затем обед, немного поспать, и в два часа дня я снова берусь за кисти и работаю до вечера. Вы не поверите: каких только сказок ни приходится мне рассказывать по воскресеньям моделям! Обещаю им, что это в последний раз, никогда больше я не попрошу их приходить позировать в этот день. Разумеется, я плачу им вдвойне, а когда вижу, что и этим их не заманишь, сулю выходной посреди недели. “Но, мсье Матисс, — говорит мне одна из них, — это уже сколько месяцев длится, и вы мне даже одного вечера свободного не дали”. Бедняжки! Ничего-то они не понимают. Не могу же я жертвовать воскресеньем только потому, что их ждут дружки.
Работы Анри Матисса, листайте галерею:
Жоан Миро, испанский (каталонский) художник-сюрреалист, скульптор и график
Жоан Миро был поклонником строго распорядка дня, который был полностью подчинен работе. Отчасти потому, что боялся депрессии, от которой начал страдать еще в юности и которая не отступала до тех пор, пока он не начал рисовать. Поэтому помимо прочего он включал в свой распорядок обязательные физические упражнения: бокс, гимнастику, прыжки через скакалку. Каждое лето он отправлялся на семейную ферму недалеко от берега моря в Монт-Родже, где плавал и совершал пробежки.
Луис Перманьер в книге «Миро: Жизнь страсти» описывает жизнь художника в Барселоне в начале 1930-х годов:
В шесть часов он вставал, умывался и пил кофе с несколькими кусочками хлеба; в семь шел в студию и работал там без перерыва до 12:00, когда прерывался на час энергичной зарядки — это мог быть бокс или бег; в час дня он получал скромный, но хорошо приготовленный завтрак, завершавшийся кофе и тремя сигаретами — не больше и не меньше. Затем наступал момент “средиземноморской йоги”, то есть дневного отдыха, длившегося всего пять минут; в два часа он принимал друга, улаживал деловые вопросы или писал письма; в три возвращался в студию и оставался там до ужина, до восьми часов; после ужина какое-то время читал или слушал музыку.
Работы Жоана Миро, листайте галерею:
Чак Клоуз, американский художник, один из крупнейших представителей фотореализма
В одном из интервью Клоуз заявил, что предпочел быть работать три часа утром и три часа ближе к вечеру.
Я всегда предпочитал такое расписание, особенно с тех пор, как родились дети. Раньше я работал по ночам, но после рождения детей уже не получалось работать ночью и отсыпаться днем, так что пришлось наладить обычное расписание, примерно с девяти до пяти. Однако, проработав более трех часов подряд, я дурею, поэтому предпочел бы работать три часа, прерваться на обед, вернуться, поработать еще три часа — и хватит. Иногда удается поработать еще и вечером, но чаще это вредно, чем полезно. Наступает момент, когда я делаю столько ошибок, что весь следующий день уходит на их исправление.
По словам художника, в его жизни появилось слишком много отвлекающих моментов, поэтому придерживаться графика не получается. Но когда ему все-таки удается взяться за работу, идеи приходят сами собой. «Вдохновение для дилетантов, — говорит он, — а мы, профессионалы, просто начинаем работать».
А еще он любит рисовать под телевизор или радио, особенно, если там рассказывают о каком-то политическом скандале.
Лучшие работы я сделал под “Уотергейт”, “Иран-Контрас”, обсуждение импичмента.
Немножко отвлечься невредно. Снимает тревогу. Все как бы отодвигается чуть-чуть в сторону, не так давит.
Работы Чака Клоуза, листайте галерею:
Как вам распорядки дня художников? Какой из них вам подошел бы больше?
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)
Вам также могут быть интересны статьи: