Найти в Дзене
Арт-дневник

Пьянство, бессонница, дисциплина: Распорядок дня художников. Часть 1

Оглавление

Несколько лет назад мне в руки попала книга «Режим гения». Я в нее буквально влюбилась! В ней автор, Мейсон Карри, собрал детали повседневной жизни великих людей — писателей, философов, композиторов, изобретателей и, конечно, художников. Поскольку я не мыслю жизни без рисования и живописи, последние интересовали меня больше всего. Эти бытовые прозаические подробности — во сколько они ложились спать и вставали, когда и что ели, как работали, как страдали от бессонницы и неврозов — не просто интересны. Они вселяют лично в меня оптимизм, потому что перестаешь себя чувствовать «белой вороной», которая ведет себя не как все, и постоянно из-за этого испытывает некоторое давление. В общем на фоне этих рассказов я начинаю себя чувствовать почти нормальным человеком :)

Источник: ozon.ru
Источник: ozon.ru
Всем приходится так или иначе выделять время для работы, но способы, которыми люди организовывают свою жизнь, чтобы справляться с работой, бесконечно разнообразны. Этому разнообразию и посвящена моя книга, и я надеюсь, что читателей она ободрит, а не удручит.
Мейсон Карри «Режим гения»

Если вам эта книга попадется, обязательно прочитайте! Она небольшая по объему, но ужасно увлекательная. А я собрала из нее рассказы о распорядке дня художников. Получилось довольно много текста, поэтому я пришлось разбить его на четыре части. Сегодня будет первая.

Фрэнсис Бэкон,английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи

Источник: veryimportantlot.com
Источник: veryimportantlot.com

Расписание Бэкона практически не менялось из года в год. Он поздно ложился спать, но просыпался с первыми лучами солнца. Работал примерно до полудня. Карри пишет, что обычно Бэкон приглашал к себе в студию друга для совместного распития бутылочки вина. Или отправлялся в паб, а затем в ресторан на обед, а дальше по клубам выпивать. Ужинал опять в ресторане, затем опять клубы, иногда казино. Под утро перекусывал в бистро и тащил домой собутыльников выпить на посошок.

Бэкон страдал бессонницей и заснуть мог только с помощью таблеток. Чтобы быстрее уснуть, перечитывал в постели классические учебники по кулинарии. Получается, что спал он всего несколько часов, но это не мешало ему творить.

У него были интересные представления о правильном питании. Он принимал много чесночных таблеток, не ел яичные желтки и десерты, не пил кофе. При этом выпивал в день шесть бутылок вина. Когда у Бэкона случалось похмелье, он, скорее, радовался, чем расстраивался:

«Мне нравится работать с бодуна, — делился он, — потому что мозг так и прыщет энергией и все мысли как никогда отчетливы».

Работы Фрэнсиса Бэкона, листайте галерею:

Анри де Тулуз-Лотрек, французский художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов

Источник: muzei-mira.com
Источник: muzei-mira.com

Тулуз-Лотрек работал по ночам. Делал зарисовки в кабаре и борделе. Именно образы ночной жизни Парижа принесли ему известность. Но чтобы так много пить и так мало спать, никакого здоровья не хватит. Он пьянствовал ночью, вставал рано утром и печатал литографии. Потом шел обедать в кафе, где каждое блюдо запивал большим количеством вина. Затем он возвращался в студию и спал. Просыпался более или менее трезвый и рисовал до вечера. А тут наступало время аперитива.

Тулуз-Лотрек любил смешанные напитки на американский манер, которые в то время во Франции были в новинку. Причем коктейли он смешивал на собственный лад, ориентируясь не на вкус, а на оригинальные цветовые сочетания. Ну и напиток должен был получиться покрепче. Аперитив плавно перетекал в ужин и очередную ночную попойку.

«К 40 годам я выжгу себя дотла», — говорил Тулуз-Лотрек приятелю, но слегка не рассчитал: скончался в 36 лет.

Работы Анри де Тулуз-Лотрека, листайте галерею:

Анри Матисс, французский художник, скульптор, лидер течения фовистов

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Матисс утверждал, что наслаждается всем и ему не бывает скучно. Но на фоне предыдущих художников, прямо скажем, скучноватый подход работа и только работа. Вот что он сам об этом рассказывал:

Теперь вы понимаете, почему я не знаю скуки? Более 50 лет я ни на миг не прерываю работу. С девяти утра до полудня — первый сеанс. Затем обед, немного поспать, и в два часа дня я снова берусь за кисти и работаю до вечера. Вы не поверите: каких только сказок ни приходится мне рассказывать по воскресеньям моделям! Обещаю им, что это в последний раз, никогда больше я не попрошу их приходить позировать в этот день. Разумеется, я плачу им вдвойне, а когда вижу, что и этим их не заманишь, сулю выходной посреди недели. “Но, мсье Матисс, — говорит мне одна из них, — это уже сколько месяцев длится, и вы мне даже одного вечера свободного не дали”. Бедняжки! Ничего-то они не понимают. Не могу же я жертвовать воскресеньем только потому, что их ждут дружки.

Работы Анри Матисса, листайте галерею:

Жоан Миро, испанский (каталонский) художник-сюрреалист, скульптор и график

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Жоан Миро был поклонником строго распорядка дня, который был полностью подчинен работе. Отчасти потому, что боялся депрессии, от которой начал страдать еще в юности и которая не отступала до тех пор, пока он не начал рисовать. Поэтому помимо прочего он включал в свой распорядок обязательные физические упражнения: бокс, гимнастику, прыжки через скакалку. Каждое лето он отправлялся на семейную ферму недалеко от берега моря в Монт-Родже, где плавал и совершал пробежки.

Луис Перманьер в книге «Миро: Жизнь страсти» описывает жизнь художника в Барселоне в начале 1930-х годов:

В шесть часов он вставал, умывался и пил кофе с несколькими кусочками хлеба; в семь шел в студию и работал там без перерыва до 12:00, когда прерывался на час энергичной зарядки — это мог быть бокс или бег; в час дня он получал скромный, но хорошо приготовленный завтрак, завершавшийся кофе и тремя сигаретами — не больше и не меньше. Затем наступал момент “средиземноморской йоги”, то есть дневного отдыха, длившегося всего пять минут; в два часа он принимал друга, улаживал деловые вопросы или писал письма; в три возвращался в студию и оставался там до ужина, до восьми часов; после ужина какое-то время читал или слушал музыку.

Работы Жоана Миро, листайте галерею:

Чак Клоуз, американский художник, один из крупнейших представителей фотореализма

Источник: wikiart.org
Источник: wikiart.org

В одном из интервью Клоуз заявил, что предпочел быть работать три часа утром и три часа ближе к вечеру.

Я всегда предпочитал такое расписание, особенно с тех пор, как родились дети. Раньше я работал по ночам, но после рождения детей уже не получалось работать ночью и отсыпаться днем, так что пришлось наладить обычное расписание, примерно с девяти до пяти. Однако, проработав более трех часов подряд, я дурею, поэтому предпочел бы работать три часа, прерваться на обед, вернуться, поработать еще три часа — и хватит. Иногда удается поработать еще и вечером, но чаще это вредно, чем полезно. Наступает момент, когда я делаю столько ошибок, что весь следующий день уходит на их исправление.

По словам художника, в его жизни появилось слишком много отвлекающих моментов, поэтому придерживаться графика не получается. Но когда ему все-таки удается взяться за работу, идеи приходят сами собой. «Вдохновение для дилетантов, — говорит он, — а мы, профессионалы, просто начинаем работать».

А еще он любит рисовать под телевизор или радио, особенно, если там рассказывают о каком-то политическом скандале.

Лучшие работы я сделал под “Уотергейт”, “Иран-Контрас”, обсуждение импичмента.
Немножко отвлечься невредно. Снимает тревогу. Все как бы отодвигается чуть-чуть в сторону, не так давит.

Работы Чака Клоуза, листайте галерею:

Продолжение здесь!

Как вам распорядки дня художников? Какой из них вам подошел бы больше?

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Вам также могут быть интересны статьи: