Как благотворительный фонд «Ленькин кот» предоставляет ветеринарное оборудование на прокат.
Ветеринарные услуги — одна из самых главных статей расходов у приютов Петербурга. Согласно закону N 498-ФЗ «Об ответственном отношении с животными» (ст.16 пункт 11) животных в приютах нельзя умерщвлять (кроме случаев, когда животное имеет неизлечимое заболевание, доставляющее тяжелые страдания). Есть возможность спасти — надо спасать. Хоть ветеринарные клиники позволяют приютам платить в рассрочку, размер счетов на лечение животных всё равно угнетает. Здесь на сцену и выходит фонд «Ленькин кот» с простой и гениальной идеей — сделать самое необходимое ветеринарное оборудование доступным для всех.
История создания фонда довольно грустная. Уже почти пять лет прошло со дня той жуткой авиакатастрофы над Синайским полуостровом, в которой погибли 224 россиянина, в том числе 29-летний Леонид Гордин и его невеста Александра. Леня очень любил животных, часто брал на передержку собак и кошек, агитировал знакомых брать животных из приюта. За месяц до того злосчастного путешествия в Египет его любимый кот Кыся пропал. Леня организовал поисковую операцию с привлечением волонтеров — всё ради самого обычного кота, взятого с улицы, — и был очень счастлив, когда кот нашелся. Потом уже выяснилось, что это была просто очень похожая кошка, но хозяин об этом так и не узнал. Отец Леонида, Валерий Эрнстович Гордин , решил, что лучший способ почтить память сына — создать благотворительный фонд, который бы помогал животным. На логотипе — мордочка того самого черного котика Кыси, которого Ленька так сильно любил.
В каком-то смысле идея плавала на поверхности. Всё больше и больше людей понимает, что делиться выгодно, своих средств не всегда на все хватает. Экономика «совместного потребления» развивается довольно быстро — в России есть возможность одолжить не только жилье (Airbnb) или транспорт (Uber, Blablacar), но и другие предметы, например, электронику или одежду (Rentmania). В плане предоставления ветеринарного оборудования «Ленькин кот» — фактически первопроходцы; к тому же фонд дает его бесплатно. От людей требуется только не сломать и вовремя вернуть.
На самом деле, не так удивительно, что такой хороший проект придумали именно у нас, в России. Во многих европейских странах практикуют «безвозвратный отлов» (Великобритания, Германия, Чехия и т.д.) — животное размещают в частном или муниципальном приюте, делают прививки, но если за определенный период не удастся найти нового хозяина, животное усыпляют. [1] Крупная зоозащитная организация PETA считает это вполне этичной практикой — пусть уж лучше животное будет безболезненно усыплено, чем будет мучаться и выживать на улице. [2] В США наблюдаются положительные тенденции — за 10 лет с 2009 по 2019г. число животных, подвергшихся эвтаназии в муниципальных приютах, снизилось на 75%. [3] Но пока идеология «без убийств» в этой стране находится на уровне довольно распространенного общественного движения, тогда как в России проблема вышла на уровень федерального закона. Многие российские приюты и до его принятия следовали принципу «спасти всех», например члены ассоциации «Мы вместе», куда входит и БФ «Ленькин кот». Далеко не все граждане понимают, зачем тратить деньги на лечение животных. В текущих условиях проект бесплатной выдачи ветеринарного оборудования — это действительно большой шаг вперед, который имеет шансы изменить отношение к заботе о животных в лучшую сторону.
«Думаю, главное наше достижение в том, что мы заставляем людей поверить в свои силы», — говорит исполнительный директор фонда Ольга Карпенок . — Люди понимают, что бездомные животные почти никому не нужны, но часто проходят мимо с мыслью: а что я-то могу сделать? Как поймать животное, чем кормить, куда его девать? Не у всех есть возможность разместить животное в квартире — кто знает, чем оно болеет, а дома могут быть другие животные или маленькие дети.
Мы в такой ситуации можем помочь разными способами. Во-первых, мы составили методичку «Если хотите помочь потеряшке», которую можно найти на нашем сайте или в группе VK . В ней содержится краткая инструкция, рассказывающая, как можно помочь бездомному животному, а также есть контакты городских ветеринарных клиник и нашего фонда. Во-вторых, мы можем предоставить кошколовки и клетки, в которых можно разместить животное. У нас есть клетки разного размера, есть даже прочные металлические сварные вольеры для крупных собак или диких животных. Среди наших партнеров есть карантинный центр «ВЕЛЕС», занимающийся дикими животными — лисами, енотовидными собаками, куницами и т.д. — и мы не раз предоставляли им клетки и ветеринарное оборудование» .
Изначально у фонда было всего несколько переносок, клеток и кошколовок и всего три инфузомата. Когда в 2018 г. «Ленькин кот» получил Президентский грант, удалось вывести работу на совершенно новый уровень, закупить нужное оборудования (например, инфузомат может стоит 30-50 тысяч, кошколовка — около 5). «Мы, конечно, советовались с приютами, спрашивали, какое оборудование самое ходовое и нужное , — рассказывает Ольга Карпенок. - У нас есть рециркуляторы для обеззараживания воздуха в помещениях — животные тоже страдают респираторными заболеваниями — есть бактерицидные лампы, есть аппараты для магнито-импульсной терапии. Часто просят инфузоматы — автоматические капельницы, которые довольно просты в применении и удобны. Также у нас есть кислородный концентратор, это очень полезное реанимационное оборудование, которое применяют, когда у животного пострадали легкие, или нужно восстановиться после операции. Если верить практикующим ветеринарам, с концентратором шансы животного восстановиться после операции увеличиваются процентов на 70%.
Оборудование нужно не только приютам, к нам обращаются и частные лица, которые по каким-либо причинам не имеют возможности посещать врача. Иногда сами ветеринары нас рекомендуют — вот, обратитесь в этот фонд, они вас проинструктируют и сможете делать капельницы дома. Когда заявок много, мы ставим в приоритет помощь бездомным и приютским животным, но помогаем и домашним ».
Сейчас в Петербурге действует только один пункт выдачи ветеринарного оборудования на базе приюта «Помощь бездомным собакам» (пр. Большой Смоленский). Приют занимается хранением и обслуживанием оборудования, ведет электронную базу данных по выдачам — кто что взял и когда должен вернуть. К счастью, пока всё возвращают, хотя иногда приходится звонить и напоминать. Фонд охотно идет навстречу, если люди предупреждают заранее, что оборудование задерживается по каким-либо причинам — врач продлил курс капельниц, или животное не удалось пристроить, и оно может жить только в клетке.
Основная проблема, препятствующая расширению поля деятельности фонда. — отсутствие автоматизации. На данный момент практически всё происходит «в ручном режиме», усилиями директора фонда Ольги Карпенок. Заявки на получение ветеринарного оборудования можно отправлять по электронной почте, можно писать в сообщения группы фонда VK, или лично Ольге Карпенок в WhatsApp (самый оптимальный вариант). Период рассмотрения — около двух дней. Если оборудование в наличии и директор одобрила заявку, клиенту остается только подписать все необходимые документы и забрать оборудование в пункте выдачи.
Для простого оборудования (переноски, клетки и др.) простые требования — подписать договор безвозмездного пользования, пройти инструктаж. Если необходимо что-то посложнее, например инфузомат, требуется также предоставить оригинал назначения от ветеринарного врача, ознакомиться с инструкцией по эксплуатации оборудования и иметь подписанное курирующим животное ветеринарным врачом письмо о том, что он осуществляет/курирует лечение животного, для которого выдается оборудование.
Больше всего сейчас фонд «Ленькин кот» нуждается в кошколовках, переносках и клетках. С августа 2020 в Петербурге действует городская программа бесплатной стерилизации безнадзорных кошек. Проект осуществляет ветеринарная клиника имени Айвэна Филлмора (пр. Энгельса д. 154). Государственный контракт не предусматривает отлов животных, и клиника предлагает обратиться в специализированные коммерческие организации через указанную на сайте почту. Платить готовы не все, к тому же активных граждан очень много, и они часто обращаются в «Ленькин кот». На кошколовки очередь, на операции в клинике тоже очередь. Оборудование приходится постоянно докупать, и не всегда получается все успеть вовремя. Производители оборудования идут навстречу фонду — например, компания «Roklet», производитель клеток и вольеров, всегда делает хорошую скидку, а производитель кошколовок «АнтиКошка» даже подарил одну бесплатно как постоянным клиентам.
«Мы готовы делиться опытом, но пока запросов не поступало. Несколько лет назад со мной связывались из Ульяновска, просили рассказать, как у нас все устроено. Были еще подобные звонки, но дальше разговоров дело не идет , — рассказывает Ольга Карпенок. — Самим бывает тяжело справляться. Сейчас ветеринарное оборудование очень востребовано, и мы сконцентрировали усилия на этом аспекте нашей деятельности. К счастью, пандемия не сильно повлияла на работу фонда. Мы не заметили «провала» по сбору средств, хотя морально к этому готовились, и люди по-прежнему обращаются к нам за оборудованием. От сокращения количества массовых мероприятий мы не сильно страдаем, предпочитаем опираться на «сарафанное радио» — те, кому мы непосредственно помогли с оборудованием, охотно о нас рассказывают, часто сами начинают жертвовать на нужды фонда, потому что знают, что мы делаем хорошее дело.
Однажды нам подарили целый инфузомат — тогда ещё не было никакого Президентского гранта, у нас было всего три своих аппарата. Один из них мы одолжили на лечение котика по имени Лукас, у которого была почечная недостаточность. Хозяйка всеми силами старалась помочь любимому питомцу, и даже решилась на то, чтобы купить свой инфузомат, чтобы как можно больше облегчить его страдания. Когда Лукаса не стало, его хозяйка отдала аппарат нам, чтобы мы помогали животным, у которых не было таких любящих хозяев. Любовь хозяйки к Лукасу не умерла вместе с ним, она продолжает жить в этом мире, потому что ею поделились ».