Начало 1 части тут.
Психологи экзестенциалисты , разрабатывая теорию потребностей человека, в частности А.Маслоу, систематизировал их в пирамиду.
Потребность, это осознанная необходимость, отражённая в восприятии.
Например, человек никогда не мылся, не смешно, ещё в средние века и гораздо позже, в Европе, даже знать не мылась, вшивые да грязные жили, поживали. А помоется человек, вся поверхность кожи, самый большой орган человека (2м в квадрате), дышит, наступает ощущение блаженство и появляется потребность мыться чаще.
В основании пирамиды, так сказать фундамент, там лежат физиологические потребности : есть, пить, спать, секс, прикосновение, выделение. В пирамиде всего пять ступенек и только вершина этой пирамиды – творчество. Кто-то всю жизнь карабкается и не достигает вершины, а кого-то бог в темечко поцеловал и творит он что-то потрясающее всех.
А кто-то, глядя на красоту, добрее становится, чище, а кто-то сидит, думает долго, как же это у данного ваятеля получилось, что он думал при этом, то есть пытается проникнуть в божественное, подумает, что проник и давай всем навязывать своё мнение, выдавая его за божий промысел. Пустое это, господа, никакому человеку неведомо божественное, кроме самого гения.
Так отчего же, если до чего- то додумался, ставить себя выше других? Эти другие, за это время, много чего полезного сделали: построили дом, написали картину, сочинили стих, вырастили хлеб, родили детей и т. д.
За камни, кусок глины, холщёвый лоскут, измазанный краской, душу дьяволу продают, да пусть бы, только много людей гибнет. А искусство не жизнь, а украшение её, «не хлебом единым», но жизнь бесценна, она богом дарована и ничто не может сравниться с ней.
А гордиться тем, что вы искусство ведёте, всем объясняете, будто бестолковым, пустое, объясняйте, не унижая, гордыня мать всех грехов.
Стояла я на площади, в Барселоне, смотрела на "Саграда Фамилия", пожилая женщина, родилась в сибирской глухой деревне, первые годы жила в землянке, много повидавшая на этой земле, задыхаясь от чувства гордости за хома сапиенса, настоящего. Горе моё, тоска отступили, я начала понимать, что есть вечное. Сто лет нет архитектора на этой земле, а люди со всей планеты едут сюда, чтобы понять, в чём же смысл жизни. А для некоторых, фетишизация произведений искусства стала смыслом жизни, тешат свои тёмные инстинкты.