Детская игра представляет собой деятельность, внутри которой происходит развитие и совершенствование психических процессов и саморегуляции малыша. Это самостоятельная по своему содержанию и функциям деятельность ребёнка.
Давайте поговорим о том, с какой целью играет Ваш ребёнок?
Что такое для ребёнка игра?
Интересно, что само понятие игры (забавы) является весьма относительным. У разных народов значения понятия «игра» сильно отличаются. Например, у древних греков это слово означало действия, поступки, свойственные детям. У евреев «игра» и «забава» связаны с шутками и смехом.
По современным представлениям, игра является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте. Благодаря занятиям с игрушками он учится действовать с окружающими его предметами, использовать их по назначению.
Переходя от простых манипулятивных действий к предметной деятельности, малыш определяет функции предметов, их скрытые свойства, но познаёт он их только совместно со взрослым.
Осваивая предметные действия, ребёнок проходит три ступени:
1. Может выполнять с предметом любое известное ему действие (например, стучать ложкой);
2. Предмет употребляется только по прямому назначению;
3. Зная основную функцию предмета, может свободно использовать предмет в разных назначениях (тазик используется в качестве корабля).
Благодаря особым игровым приёмам в сюжетно-ролевых играх ребёнок моделирует в них отношения между людьми.
В игре ребёнок также учится управлять своим поведением, подчиняясь правилам роли, взятой на себя, он начинает овладевать психическими процессами (учится запоминать, развивать сюжет и т.д.). В совместной деятельности с другими детьми малыш обучается взаимоотношениям, принятым в обществе. От того, как взрослые организуют совместную деятельность детей, зависит процесс формирования личности.
Все малыши просто обожают ощущать себя в игре возбуждёнными. Они превосходно чувствуют себя, когда их «пугают», опираясь одновременно на чувство общей безопасности.
Приведу несколько условий, которым должна удовлетворять хорошая игра:
- она должна возникать из сильной внутренней мотивации;
- её должен сопровождать сильный эмоциональный интерес (малыш имеет к ней личное отношение);
- процесс игры должен быть открытием чего-то субъективно нового.
Благодаря именно этим условиям развивается абстрактное мышление.
С какой целью играет ребёнок?
1. Малыш испытывает удовольствие, удовлетворяя потребность в новых впечатлениях (поэтому мамочка должна предлагать ему что-нибудь новое, чтобы не лишать его радости и удовольствия познания неизвестного).
2. Игра помогает ребёнку снять внутреннюю агрессию.
3. Кроха с помощью игры снимает страх (это возможно, когда в игре копируется ситуация, вызывающая страх; в результате её повторения и происходит снижение эмоциональной окраски).
4. Игра даёт возможность установить контакт с другими лицами (уменьшается страх перед новыми контактами, так как игра – это простая и удобная форма межличностного общения).
5. Ребёнок накапливает с помощью игры личный опыт.
6. Игра является формой коммуникации с другими лицами.
А теперь представьте себе мир ребёнка, лишённого возможности играть. Как Вы думаете, какие могут быть последствия? Можно ли компенсировать отсутствие игры в более поздние периоды жизни? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями в комментариях.