Найти тему
Секреты для мамочек

С какой целью играет ребёнок?

Оглавление
Детская игра представляет собой деятельность, внутри которой происходит развитие и совершенствование психических процессов и саморегуляции малыша. Это самостоятельная по своему содержанию и функциям деятельность ребёнка.

Давайте поговорим о том, с какой целью играет Ваш ребёнок?

Что такое для ребёнка игра?

Интересно, что само понятие игры (забавы) является весьма относительным. У разных народов значения понятия «игра» сильно отличаются. Например, у древних греков это слово означало действия, поступки, свойственные детям. У евреев «игра» и «забава» связаны с шутками и смехом.

По современным представлениям, игра является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте. Благодаря занятиям с игрушками он учится действовать с окружающими его предметами, использовать их по назначению.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Переходя от простых манипулятивных действий к предметной деятельности, малыш определяет функции предметов, их скрытые свойства, но познаёт он их только совместно со взрослым.

Осваивая предметные действия, ребёнок проходит три ступени:

1. Может выполнять с предметом любое известное ему действие (например, стучать ложкой);

2. Предмет употребляется только по прямому назначению;

3. Зная основную функцию предмета, может свободно использовать предмет в разных назначениях (тазик используется в качестве корабля).

Благодаря особым игровым приёмам в сюжетно-ролевых играх ребёнок моделирует в них отношения между людьми.

В игре ребёнок также учится управлять своим поведением, подчиняясь правилам роли, взятой на себя, он начинает овладевать психическими процессами (учится запоминать, развивать сюжет и т.д.). В совместной деятельности с другими детьми малыш обучается взаимоотношениям, принятым в обществе. От того, как взрослые организуют совместную деятельность детей, зависит процесс формирования личности.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Все малыши просто обожают ощущать себя в игре возбуждёнными. Они превосходно чувствуют себя, когда их «пугают», опираясь одновременно на чувство общей безопасности.

Приведу несколько условий, которым должна удовлетворять хорошая игра:

- она должна возникать из сильной внутренней мотивации;

- её должен сопровождать сильный эмоциональный интерес (малыш имеет к ней личное отношение);

- процесс игры должен быть открытием чего-то субъективно нового.

Благодаря именно этим условиям развивается абстрактное мышление.

С какой целью играет ребёнок?

1. Малыш испытывает удовольствие, удовлетворяя потребность в новых впечатлениях (поэтому мамочка должна предлагать ему что-нибудь новое, чтобы не лишать его радости и удовольствия познания неизвестного).

2. Игра помогает ребёнку снять внутреннюю агрессию.

3. Кроха с помощью игры снимает страх (это возможно, когда в игре копируется ситуация, вызывающая страх; в результате её повторения и происходит снижение эмоциональной окраски).

4. Игра даёт возможность установить контакт с другими лицами (уменьшается страх перед новыми контактами, так как игра – это простая и удобная форма межличностного общения).

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

5. Ребёнок накапливает с помощью игры личный опыт.

6. Игра является формой коммуникации с другими лицами.

А теперь представьте себе мир ребёнка, лишённого возможности играть. Как Вы думаете, какие могут быть последствия? Можно ли компенсировать отсутствие игры в более поздние периоды жизни? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями в комментариях.

-4