Французская кинематографическая индустрия никогда не была безразлична к социальным вопросам, и преобразования, которые происходили на протяжении многих лет - это кадры, способные заполнить еще многие километры кинопленки. Эмиграция, бедность, классовые различия, расизм, экономический кризис и растущая политическая напряженность вдохновляют художников, которые охотно комментируют и документируют свою современную реальность.
Можно сказать, что кинематограф родился во Франции. Именно революционное изобретение братьев Люмьер положило начало одному из самых популярных сегодня видов искусства - кино. Французские художники внесли свой вклад в развитие этой индустрии, создав совершенно новые жанры кино, такие как авангард, сюрреализм, поэтический реализм и импрессионизм. В настоящее время французское кино представляет собой необычную смесь жанров, артхауса и коммерческого кино, но также можно легко заметить наличие тенденции, направленной на изображение и критику общества - его проблем, изменений и мультикультурализма.
В течение многих лет французское кино предлагало нам фильмы, полные размышлений и бескомпромиссных образов, показывающих французское общество как разделенное целое, страдающее от болезни несправедливости и неравенства возможностей. Картина, посвященная этой проблеме, - номинированный на «Оскар» фильм «Отверженные» режиссера Ладжи Ли. Это не очередная экранизация романа Виктора Гюго, а горький образ современной Франции. В фильме рассказывается история жителей парижского пригорода Монфермей.
В многокультурном плавильном котле напряженность между полицией и местным сообществом возрастает до предела, и в воздухе витает призрак кровавых беспорядков. Ряды одетых в униформу пополняются новым рекрутом, которого старшие коллеги быстро учат обращаться с непокорными гражданскими. Зритель во всем своем бессилии может только наблюдать за событиями, ощущая моральное смятение и желая справедливого разрешения ситуации.
Здесь невозможно не ощутить документальный опыт режиссера. Камера, следящая за героями фильма 2019 года «Отверженные», напоминает камеру из одноименного документального фильма, являющегося дебютом Лайи Ли. Этот короткометражный фильм был номинирован на премию «Цезарь» в 2017 году и стал введением в более крупный проект, которому три года спустя удалось выиграть статуэтку.
Еще один фильм, в основе которого - злоупотребление властью, застой и общественные беспорядки, - «Ненависть» Матьё Кассовица. В центре конфликта - избиение до смерти жестокими полицейскими во время допроса одного из представителей небелого сообщества сразу после беспорядков в пригороде Парижа. Друзья убитого, желая отомстить за него, бродят по большим имениям в поисках виновных. Следуя по их стопам, мы узнаем о печальной реальности французской бедноты и сталкиваемся с несправедливостью системы.
Вдохновленная реальными событиями, картина 1995 года напоминает греческую трагедию - мы сопровождаем героев на один день, замечая, какая судьба их тяготит, и то, что сюжет неизбежно ведет к трагическому финалу. Напряжение также усиливает метод реализации. Черно-белые кадры, динамичный монтаж и почти квазидокументальный характер делают этот художественный фильм надолго запоминающимся, оставляя у зрителя ощущение подлинности всего его послания и сконструированного мира.
Путешествие к новой жизни
Франция - частое направление для иммигрантов из раздираемых войной стран. Люди, обеспокоенные бедностью, соблазненные социальной поддержкой и надеющиеся найти тихое место для жизни, иммигрируют в эту страну и поселяются в отдельных кварталах.
Весь процесс очень достоверно показан в фильме «Дипан» режиссера Жака Одиара. Это история Дипана, Ялини, Иллаяла - беженцев из Шри-Ланки, которые покидают свою страну, выдавая себя за семью умерших. Кража личных данных оказывается меньшей проблемой, чем тот факт, что отныне им придется притворяться, в глубине души страдая от потери настоящих близких. После заселения в назначенную квартиру каждый из героев пытается столкнуться с новой реальностью. Дипан и Ялини работают, а Иллайял ходит в школу. Однако нетрудно догадаться, что эта «идиллия» длится недолго. Оказывается, в неотремонтированной части поместья живет банда наркоторговцев во главе с французом Брахимом. Он хочет, чтобы каждый новоприбывший житель участвовал в торговле его товарами, но Дипан сопротивляется, несмотря на угрозу.
В этой картине источником насилия и угнетения являются не полицейские, а местное сообщество с очень разным цветом кожи. Социальный жилой массив похож на изможденный организм, который, охваченный медленной болезнью, рушится под тяжестью собственных мыслей и плохих решений.
Немного улыбки
Фильмы, изображающие социальные проблемы, не обязательно должны быть серьезными и однозначными. За прошедшие годы было создано множество постановок, рассказывающих истории о расколах во французском обществе в легкой (или, по крайней мере, более легкой, чем описанные в предыдущих абзацах) форме.
Одна из самых приятных комедий - «Таможня даёт добро» Дэни Буна. Большие изменения назревают в приграничных городах Куркен и Куоркин. Маастрихтский договор вводит возможность бесплатного проезда и перевозки товаров через франко-бельгийскую границу. У жителей обоих населенных пунктов это вызывает большие опасения. Некоторые находчивые граждане пытаются приспособиться к новым реалиям, другие хотят бойкотировать правила. Все во имя многолетней неприязни к соседям.
Этот спектакль заставляет нас осознать, что ксенофобия - явление столь же опасное, как и расизм. Это может вызывать изоляцию и враждебность, способствуя торможению развития или даже разрушению сообществ.
Комедия-драма, которую нельзя было пропустить в этом списке, - «1+1». Режиссерский тандем, Оливье Накаш и Эрик Толедано, рассказывает нам почти сказочную историю. Героев разделяет чрезвычайно много: цвет кожи, состояние владения, образование или темперамент. Трудно иметь более яркий контраст. Богатый, но парализованный Филипп и бедный, но здоровый и расслабленный Дрисс развивают отношения, которые учат их уязвимости и требуют, чтобы они научились нестандартному мышлению.
Создается впечатление, что «1+!» - это современная версия «Принца и нищего» с той разницей, что герои вместо того, чтобы менять жизни, делят одну жизнь. В фильме показано, что определенные социальные разделения созданы искусственно и произвольно. Если мы поднимемся над ними, мы сможем увидеть ценность другого человека, даже если он сильно отличается от нас.
Комната диковинок
Мы прекрасно знаем, что фильмы могут быть вне времени. Даже если технологии продвинулись вперед, сообщение может оставаться ясным и актуальным даже спустя годы после его премьеры. На наш взгляд, примером такой постановки является «Призрак свободы» в постановке Луиса Бунюэля.
Здесь мы, среди прочего, узнаем историю снайпера, который по схеме, известной из боевика, должен целиться в знаменитость. Тем временем он убивает случайных прохожих, за что приговорен к смертной казни. После оглашения приговора он покидает зал суда, окруженный веером поклонников, и раздает автографы, как большая звезда.
Другой пример карикатурного изображения социального отношения - это эпизод о родителях, которые сообщают о пропаже дочери. Во время допроса в полицейском участке мы замечаем, что ребенок пришел с ними, но родители совершенно не обращают никакого внимания на девочку и даже ругают ее за то, что она прерывает их речь.
Абсолютная «вишенка на торте» - это часть, посвященная чрезмерному воздействию сексуальности и нашему привыканию к этому явлению. На детской площадке появляется мужчина и вручает одному из детей конверт с фотографиями. Увидев фотографии, ребенок отдает их родителям, потому что в них есть что-то очень неприличное. Прежде чем зритель узнает об этом, он наблюдает только за реакцией родителей, которые указывают на худшее. Между тем на фотографиях изображены… пейзажи.
Уровень абстракции этой антологии огромен, но благодаря этому зритель прекрасно знает, какие пороки общества освещаются в том или ином эпизоде. Хотя фильм был снят в 1974 году, создается впечатление, что все обвинения, которые создатели адресуют обществу, чрезвычайно актуальны.