Проблематика соблюдения национального законодательства со стороны крупнейших иностранных технологических ИТ-корпораций уже давно находится в фокусе повестки дня во многих странах - причем зачастую даже в самом сердце англосаксонского мира, в Соединённых Штатах. Чувствуя свою наднациональность и экстерриториальность, корпорации кластера «бигтех» не считают нужным выполнять требования местных судов, проводят фактически собственную политическую линию и на определенном средне-срочном треке даже способны сильно «подкрутить» популярность того или иного местного про-западного коллаборанта.
В контексте России все эти характеристики усугубляются еще и идущей против нашей страны Холодной войны 2.0. Собственно отсутствие обратной связи со стороны Твиттера подтверждается и объективными данными Роскомнадзора, который опубликовал накануне статистику исполнения сервисом микроблогов требований национального регулятора. И выяснилось, что в истекшем году администрация Твиттера отказалась удалять 2862 запрещенных в России материала. И речь идет, к слову, не о каком-то там политическом контенте – нет, соцсеть решила оставить на своей платформе материалы порнографического, суицидального характера, а также инструкции по изготовлению взрывчатых веществ.
И тут важно вспомнить крайне показательную историю с тем же ТикТоком, посредством которого российскую молодежь активнейшим образом зомбировали в преддверии январских незаконных митингов. В Твиттере эта вакханалия процветает уже давно и соцсеть также не реагирует на решения уполномоченных официальных органов России. Следует отметить, что и Твиттер и другие социальные сети, тот же Фейсбук или принадлежащий корпорации Google видеохостинг Youtube также систематически игнорируют постановления российских судов и регулятора. Мало того, имея в общем и целом довольно мощный рынок Российской Федерации в плане рекламы – многие западные технологические корпорации не имеют в России даже официальных представительств, как бы делая вид, что их деятельность в стране дистанционна, а значит и как бы не поддается национальному регулированию.
Реальность же такова, что без активного воздействия на Твиттер (а потом и другие иностранные социальные сети) – в том числе и путем многократного повышения штрафной нагрузки, понудить их к соблюдения нашего законодательства не получится. И пример стоит брать со многих стран Европейского союза, Австралии (не говоря уже об опыте Китая и многих стран Юго-Восточной Азии) или Индии, где на Твиттер или Фейсбук вполне в порядке вещей наложение крупных карательных штрафов, а также прямая угроза блокировки. В конце концов сохранение собственного информационного суверенитета, а также поддержание технологической независимости.
Если не начать активно противодействовать незаконным и избирательным блокировкам контента, который не нравится либеральным цензорам из западных корпораций – и такому же произвольному отказу от удаления деструктивного контента, то уже в ближайшей перспективе мы можем стать свидетелями тотального разгула «культуры отмены» на российском информационном поле.