Найти тему
retrolooks

«Бриджертоны» – право на анахронизм. Часть 2.

Оглавление

Читать «Бриджертоны» – право на анахронизм. Часть 1.

Продолжение перевода статьи из theconversation.com «Бриджертон: в защиту “неточных” костюмов в исторических драмах»

В первой части шел разговор о сериалах и «неточностях» в выборе костюма. Однако художественная адаптация, которую применяют создатели в этих случаях, на самом деле соответствует традициям литературы XIX века, когда романы адаптировали и попросту изобретали несуществующие моды.

кадр из сериала «Бриджертон» / © Liam Daniel/Netflix
кадр из сериала «Бриджертон» / © Liam Daniel/Netflix

Анахроничное платье

Но нарушение хронологической точности костюмов в кинематографе имеет исторический прецедент. Некоторые писатели XIX века точно так же адаптировали или выдумывали моду прошлого по своему собственному вкусу и вкусу своих читателей.

Одним из наиболее очевидных примеров является роман Уильяма Мейкписа Теккерея «Ярмарка тщеславия» (William Makepeace Thackeray “Vanity Fair”), который впервые был опубликован в период между 1847 и 1848 годами. Как и «Бриджертоны», «Ярмарка тщеславия» размышляет о высшем обществе, сплетнях и вопросах приличия в первые десятилетия XIX века.

Сочиняя свой исторический роман в середине XIX века, Теккерей отходит от исторической достоверности моды эпохи Регентства в пользу вкусов своего времени. В раннем издании романа сноска, обращенная непосредственно к читателю, гласит:

иллюстрация Уильям Мейкпис Теккерей к новелле “Vanity Fair” издание 1848 / archive.org
иллюстрация Уильям Мейкпис Теккерей к новелле “Vanity Fair” издание 1848 / archive.org
Верный истории автор задумал изобразить всех персонажей этой истории в надлежащих костюмах, в том виде, в каком они носили их в начале века. Но когда я вспоминаю, как выглядели люди в те дни… У меня не хватает духа изуродовать своих героев и героинь таким ужасным платьем; и, наоборот, я использовал за образец лиц высокого положения, одетых по нынешней моде.*

* Стоит заметить , что в первом издании Теккерея “Vanity Fair” в России «Базар житейской суеты» 1853 год в переводе И.И. Веденского эта пометка автора была выкинута за не существенностью. (прим. retrolooks).

На приведенной выше иллюстрации Теккерей карикатурно изображает моду начала 1800-х годов. Угловатые линии мужской шляпы-треуголки и брюк, а также удлиненные поля шляпки-капот у женщины отзеркаливает прямую линию ее платья, должны служить примером «отвратительной» моды эпохи Регентства.

Напротив, иллюстрации романа «Ярмарка тщеславия» показывают персонажей Теккерея в одежде, типичной для середины XIX века. Ниже на картинке изображена наследница мисс Шварц, одетая в бальное платье 1840-х годов с низким вырезом на плечах, заостренным лифом и пышными юбками.

Мисс Шварц репетирует в гостиной, “Vanity Fair”  / Уильям Мейкпис Теккерей
гравюра 1861 г. / Image scanned by Gerald Ajam and captions by Tiaw Kay Siang and Sabrina Lim / www.victorianweb.org
Мисс Шварц репетирует в гостиной, “Vanity Fair” / Уильям Мейкпис Теккерей гравюра 1861 г. / Image scanned by Gerald Ajam and captions by Tiaw Kay Siang and Sabrina Lim / www.victorianweb.org

Кроме того, историк Энн Холландер (Anne Hollander) отмечает, что книга Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» 1847 года – второе издание которой было посвящено Теккерею – также играет с переосмыслением исторической моды. Роман, действие которого происходит в начале XIX века, хотя и не так откровенно, как Теккерей, “evokes those same Romantic clothes contemporary with its authorship” («изображает моды романтически, на современный для автора вкус»).

В этом смысле, точно так же, как это делают сегодня в исторических костюмированных фильмах, некоторые романы XIX века адаптировали, идеализировали и выдумывали заново моду прошлого, чтобы угодить вкусам современников.

Автор статьи: Даниела Дав (Danielle Dove, Visiting Research Fellow in Victorian Literature, University of Surrey)

Перевод: проект Retrolooks

И на наш взгляд, различные споры о правомерности таких вещей – это дело авторов, художников... если это конечно не doc. А занимаясь исследованием костюмов в литературе, следует помнить про художественное преувеличение.

___

👇 Ниже справа, видите значки соцсетей? Выбирайте, жмите и делитесь статьей с друзьями!

#retrolooks