Если Ваш ребенок не говорит, то это настоящая беда для родителей. Важно вовремя понять, что есть проблемы и главное признать это. Ведь в отношении собственного ребёнка это бывает непросто. В норме первые слова у ребенка должны появляться уже к году, но все дети разные и границы нормы сильно "размыты". Как говорила наш преподаватель в ВУЗе: "Плох тот логопед, который не может из нормального ребёнка сделать дефектного и из дефектного нормального..."
К двум годам жизни у малыша должны появляться простые предложения, но есть такие молчуны, которые и в два года говорят только отдельные слова. И всё же если Ваш "начинающий болтун" всё еще молчит к двум, а уж тем более к трём годам, то это повод обратиться за помощью к логопеду. Важно искать логопеда именно по запуску речи у неговорящих детей. Специалист, который занимается постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, может просто не знать что с вами делать. В институтах, к сожалению, и сейчас, и раньше давался очень скудный объём знаний в этой области, поэтому для становления как специалиста по запуску речи, приходилось проходить курсы, учиться у других логопедов и "изобретать велосипед" самой.
При отсутствии речи даже к 3 годам логопед может поставить ребенку диагноз ОНР 1 ( Общее Недоразвитие Речи Первой степени) или же Моторная алалия. Могут быть написаны оба эти диагноза, только через запятую.
Алалия —это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье .
Давайте разберёмся в чём же это проявляется:
1) Речь ребёнка похожа на китайскую. В основном преобладают гласные. Малыш может повторять звуки животных по просьбе родителей. Например говорить: аф-аф, мяу-мяу, му-му и т.д.
2) Слова могут сильно сокращаться. Например вместо молоко ребенок скажет "ко" или вместо молоток "мо".
3) Изменение правильного порядка фразы. Например: Я хоть сьпа не ( я хочу спать нет) или если переставить слова верно, то "Я не хочу спать".
4) Окружающие и даже сами родители не всегда понимают речь собственного ребёнка.
5) Ребёнок при выражении своих мыслей много жестикулирует, активно пользуется мимикой, в общем очень активен при общении.
6) Пункта номер 5 может и не быть т.к алалия может сочетаться с аутизмом. Тогда ребенок будет наоборот замкнутый.
Если Вы нашли у своего малыша хотя бы 3 из перечисленных пункта, то есть смысл обратиться к врачу.
Первым делом необходимо посетить логопеда, который может Вам порекомендовать сходить к неврологу, на физиопроцедуры или даже на массаж.
Почти все родители пугаются, когда слышат про невролога. Были даже случаи когда мне говорили : "Невролог? Да Вы что?! Мой ребёнок что же псих?!!" Нет же, милые родители. Ваш ребёнок самый лучший, просто есть моменты, когда для восстановления всех необходимых функций простой или сложной педагогической помощи бывает недостаточно. Если Вы пришли к неврологу, то совсем не обязаны срочно делать всё так, как она или он говорят, напротив, необходимо сходить к разным специалистам и сравнить мнения, чтобы самостоятельно принять верное решение т.к. сколько врачей, столько и мнений.
Как будет работать с неговорящим ребёнком логопед по запуску речи.
Первым делом он предложит ребёнку картинки, где могут быть изображены: дом, мяч, мышь, солнце, шапка, карандаш, веник и т.д.
После ребёнку будет задан вопрос: покажи где домик, покажи где солнышко и т.д. Если малыш справился с этой задачей, значит это не сенсорная алалия и он понимает обращенную к нему речи, может показать картинку по заданию.
Следующим этапом будет проверка может ли ребёнок повторять за логопедом по его просьбе отдельные гласные звуки, звуки, которые издают животные (гав-гав, мяу-мяу, му-му и т.д.) Если второй этап пройден успешно, значит с ребёнком можно начинать заниматься. Можно начинать запуск речи иными словами. Но при условии, что ребенок может высидеть за столом хотя бы 30 минут. Бывают детки, которым даже в 6 лет трудно выдержать такой урок, не говоря уже про час.
Если же начинающий болтун не повторяет по просьбе логопеда, мамы или папы, то необходима медицинская поддержка.
В среднем запуск речи может занимать полгода. Но это очень условные границы, ведь все дети разные. Очень важно не пропускать занятия и выполнять домашние задания.
После успешного запуска речи у ребенка происходит становление так называемой скандированной речи, которая может перейти в плавную самостоятельно. Скандированная речь, если не вдаваться в терминологию, а объяснять простым языком, то это когда ребёнок все слова как бы "рубит" на части, делая остановки там, где их не должно быть при плавной речи.
Если скандированная речь не переходит в плавную через пару месяцев, то необходимо выполнять задания на пропевание слогов, слов, а затем и предложений. Без этих упражнений скандированная речь не исчезнет.
Берегите своих детей, занимайтесь с ними, общайтесь и у Вас обязательно всё получится!