Найти тему

Главное золото России - это поэты. О чем они писали ровно 200 лет назад? А сто лет назад? Пятьдесят?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Все-таки главное наше богатство не нефть, не газ, олово или бриллианты.

Главное в России – люди . И их редкостные таланты.

Сколько наш народ выдал на-гора живописцев, музыкантов, танцовщиков, спортсменов, ученых, конструкторов, изобретателей, мыслителей! Повсюду известны имена Чайковского и Зворыкина, Барышникова и Менделеева, Кандинского и Мельникова, Королёва и Сикорского .

Но две сотни последних лет, после того как юный Пушкин весело и незаметно реформировал русский язык, самыми яркими и знаковыми нашими достижениями стали золотые россыпи, открытые литераторами. И наиболее звонкие для русского уха – произведения наших поэтов.

Ровно двести лет тому назад творил уже вошедший в свою полную силу, но еще юный двадцатидвухлетний Пушкин . Откроем стихи, датированные 1821-м годом, и поразимся: сколько блестящих, точных и зрелых стихов! Выберем одно – пусть хулиганское, зато простое и ясное, и брызжущее весельем, удалью и мужской силой.

Христос воскрес, моя Ревекка!

Сегодня следуя душой

Закону Бога-человека

С тобой целуюсь, ангел мой.

А завтра к вере Моисея

За поцелуй я не робея

Готов, еврейка, приступить –

И даже то тебе вручить,

Чем можно верного еврея

От православных отличить.

А теперь перепрыгнем дистанцию в пятьдесят лет и окажемся в России 1871 года – ровно сто пятьдесят лет назад. Заметим, что в то самое время Лев Толстой как раз закончил «Войну и мир» и готовился к «Анне Карениной», в силе и славе находился Тургенев , а Достоевский работал над «Бесами». Но раз мы выделяем поэтов – вспомним, что тогда, 150 лет назад, творят Тютчев и Фет , а Некрасов создает поэму «Русские женщины».

Приведем из нее одну цитату – разговор княгини Трубецкой с иркутским губернатором. Она стремится поскорей к мужу-декабристу. Ее собеседник всячески пугает княгиню ужасами каторги. Сцена настолько ярко написана, что практически без изменений по сравнению с некрасовским текстом вошла в вышедший спустя сто с лишним лет фильм «Звезда пленительного счастья» (1975, режиссер Владимир Мотыль ), где царского сановника блистательно сыграл Смоктуновский.

Иннокентий Смоктуновский блестяще сыграл эпизод в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья»
Иннокентий Смоктуновский блестяще сыграл эпизод в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья»

— За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Старик эффектно замолчал,

От этих страшных слов

Он, очевидно, пользы ждал,

Но был ответ таков:

«У вас седая голова,

А вы еще дитя!

Вам наши кажутся права

Правами — не шутя.

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо — лошадей!..»

Теперь перепрыгнем еще на пятьдесят лет и посмотрим, что творилось на российском поэтическом Олимпе ровно сто лет назад, в голодном и тяжелом послереволюционном 1921-ом. А ведь тогда на вершинах словесности теснились десятки настоящих поэтических гениев. Еще были живы Блок (скончается 7 августа 1921-го) и Гумилев (будет расстрелян 26 августа того же года), творили Ахматова и Цветаева, Пастернак и Маяковский . А еще – Бунин и Ходасевич , Северянин и Мережковский , Гиппиус и Есенин , Мандельштам и Саша Черный , Клюев и Хлебников . И подрастали Багрицкий, Катаев, Заболоцкий

Но как иллюстрацию того времени возьмем стихи Гумилёва – одни из последних, написанных им в жизни:

Поэт Николай Гумилёв
Поэт Николай Гумилёв

На далекой звезде Венере

Солнце пламенней и золотистей,

На Венере, ах, на Венере

У деревьев синие листья.

Всюду вольные звонкие воды,

Реки, гейзеры, водопады

Распевают в полдень песнь свободы,

Ночью пламенеют, как лампады. […]

На Венере, ах, на Венере

Нету смерти терпкой и душной,

Если умирают на Венере —

Превращаются в пар воздушный.

И блуждают золотые дымы

В синих, синих вечерних кущах,

Иль, как радостные пилигримы,

Навещают еще живущих .

Теперь перенесемся еще на 50 лет ближе – в годы советского расцвета, когда слово «поэт» звучало как никогда гордо. Когда пиитические выступления собирали стадионы и дворцы спорта, и у всех на слуху были имена тогдашних королей:Рождественского и Ахмадулиной, Вознесенского и Окуджавы . А еще в 1971 году творили Высоцкий (ни одной своей строчки не опубликовавший) и Галич , которого вот-вот исключат из союза писателей и отправят за границу. Будущий Нобелевский лауреат Бродский публикуется только на Западе (и скоро уедет). В декабре 1971-го не станет затравленного на посту главреда «Нового мира» Твардовского. Не забудем и такие имена, как Слуцкий, Самойлов, Рейн, Шкляревский – книги их выходили тиражами в десятки тысяч экземпляров. Но самым знаменитым в ту пору был, наверное, Евтушенко – один из тех, чьи сборники и поэмы печатались сотнями тысяч, и на выступления которого (если их разрешали), приходили тысячи зрителей. В 1971 году Евгений Евтушенко публикует громадную поэму «Казанский университет», в которой тщательно дозирует эффектные высказывания и лирику, советский патриотизм и крамолу:

Поэт Евгений Евтушенко
Поэт Евгений Евтушенко

…Суть попечительства в России

свелась в одну паучью нить:

"Топи котят, пока слепые,

Прозреют -- поздно их топить".

Но когти делаются злее

в мешке от гибели в вершке.

Вдвойне опаснее прозренье,

произошедшее в мешке…

Будущее расставит, конечно, в должном порядке и нынешние имена – наших современников. Однако я вот нисколько не сомневаюсь, что и количество сегодняшних поэтов, и качество стихов, что они пишут, вряд ли уступит достижениям их великих предшественников.

А какое у ВАС любимое стихотворение? Пишите в комментах!