В прошлом году неожиданно выяснилось, что Россия не заканчивается МКАДом. Дальше не то, что жизнь есть, так та жизнь еще и кино снимает. Сначала через "Китобоя" Филиппа Юрьева открыли Чукотку, а следом вспомнили, что в Якутии свой взаправдашний почти что Голливуд образовался.
"Пугало" Дмитрия Давыдова получило аж 3 награды Кинотавра, и взяло на себя роль представителя этого необычного явления для остальной, пристыженной своим невежеством. страны.
Про Якутское кино и раньше периодически заговаривали. Но больше как о странной диковинке, феномене (коим она, собственно говоря, и являлась). А тут выяснилось, что Якутское кино это не какая-то там самодеятельность для своих, а вполне себе хорошее, настоящее, конкурентоспособное кино, которое можно смотреть не только в исследовательских целях.
"Пугало" - третий фильм Дмитрия Давыдова. Снова про большую трагедию маленького человека. Здесь появляется, новый для автора, элемент мистики (главная героиня у нас знахарка, считай ведьма), но атмосферы серого натуралистичного реализма это не ломает.
Нужно это, как мне кажется, чтобы отчетливее показать дистанцию между героиней и некоей парадигмой нормальности, в которой будто бы функционирует (ну или делает вид) остальной социум. Впрочем нормальность та весьма условна и хрупка. Все готовы от нее отказаться в случае крайней нужды. Ну или не отказаться, а скорее убрать дистанцию, чтобы удовлетворить свои эгоистичные нужды в чуде.
Главную героиню при этом характеризует абсолютный переходящий в жертвенность альтруизм. Что показано весьма прямо - при каждом сеансе своей "терапии" она теряет жизненную энергию. Буквально. Жертва ее при этом остается совершенно бескорыстной.
Трагедия фильма в существовании этой нездоровой модели (которую фильм выразительно иллюстрирует), где некое "нормальное" большинство самым эгоистичным образом эксплуатирует незаурядное меньшинство. Отказываясь принимать его в свои ряды, продолжая стигматизировать право на инаковость. И что парадоксальнее всего, игнорируя очевидный факт невозможности функционирования этой самой "нормы" без существования непохожих изгоев.
История отношений ведьмы и сельчан очень просто транспонируется на другие взаимоотношения за пределами и Якутии и России, что и превращает эту маленький локальный сюжет в большое универсальное и актуальное кино.