Об этих двух типах религии говорит Уильям Джеймс в своем классическом труде по философии и психологии религии "Многообразие религиозного опыта".
Уильям Джеймс (1842-1910) – американский философ позитивизма и прагматизма, психолог, основатель первой научно – экспериментальной психологической лаборатории в Америке, в Гарварде, в 1892 году.
Книга «Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса представляет собой материалы 20 лекций, который он прочел в вначале 20 века (1901-1902 гг) для студентов Гарвардского Университета. Лекции пользовались огромной популярностью и собирали большое количество слушателей. И это вдохновило Джеймса и издателей выпустить их в виде отдельной книги. Так была издана в 1902 году, в издательстве Longmans, Green, and Ko книга «Многообразие религиозного опыта», которая быстро завоевала успех во всех развитых странах мира. В России она была издана трижды: в 1910, 1993, 1998 годах.
Отец Джеймса был верующим человеком. Сам Джеймс весьма лояльно относился к религии. И более того, он провел свои лекции и издал книгу в то время, когда в мире господствовали взгляды просвещения, и религия вытеснялась и подменялась наукой, естествознанием. Джеймс не побоялся заявить в научном мире и всему мировому сообществу о великой ценности религии для жизни человека.
Перед написанием лекций Джеймс поехал с друзьями в горы, и там испытал огромное озарение, еще более вдохновившее его на этот труд, признанный потомками фундаментальным в данной области знаний.
.
Джеймс не выделяет предпочтение одной религии над другой, говоря об особом отношении человека с Богом, которое имеет место в любой религии. Он смотрит на религии с позиций того, что они дают положительного и важного человеку. И говорит о религиозном сознании человека, как предмете изучения. Он задается главным вопросом:
в чем ценность Бога для человека, в чем исключительная ценность религии.
И говорит так:
«Религия делает для человека легким и радостным то, что при других обстоятельствах для него являлось игом суровой необходимости. Если религия – единственная сила, способная выполнить эту задачу, то ценность ее стоит вне всяких сомнений».
Другой момент:
«Интуиция верующего может быть ближе к истине, чем самые изощренные логические выводы разума. Рационализм не может и не должен претендовать на полное понимание всего происходящего в мире» .
Джеймс, вслед за британским ученым, богословом и писателем Фрэнсисом Уильямом Ньюманом, выделяет два типа религий:
- Первый тип – религия "душевного здоровья" (Джеймс) или "один раз рожденных" (Ньюман).
- Второй тип – религия "страждущих душ" (Джеймс) или "дважды рожденных" (Ньюман)
Фрэнсис Ньюман (1805-1897) - британский историк, богослов, философ -моралист, писатель в самых разнообразных жанрах. Младший брат кардинала Ньюмана. Фрэнсис был активным проповедником здорового образа жизни и вегетарианства. Прожил 92 года.
Первый тип религии отвечает на вопрос и чаяния огромного большинства обычных людей планеты о смысле жизни. Смысл жизни, называемый этой большой группой людей, состоит в том, чтобы быть счастливым.
Здесь два варианта течений - светское и духовное:
- Светский гедонизм - жизнь в удовольствиях, раз один раз живем (это не направление религии, а образ жизни).
- Религия душевного здоровья - жизнь в счастье жить с Богом, где Бог только добро, красота и гармония.
Представители религии первого типа относятся к Богу как дети к отцу. Они представляют Бога добрым, источником красоты, гармонии и счастья. Если такие люди встречаются с примерами страданий и несчастья в своей жизни, то тщательно их обходят и избегают. Считая их чем-то нечистым, не свойственным Богу. Иногда такой оптимизм принимает патологические формы и доходит до крайностей: люди живут будто бы в анастезии, в плотно сидящих "розовых очках", в упор не видя зла, бед, несчастий, которыми полна реальность жизни.
Такие люди (один раз рожденные) не склонны исследовать себя, не задумываться о грехах и страданиях, считая, что грехи надуманы и являются проявлением недостатка разума, негативных сторонах жизни, склонны закрывать глаза на все худые явления ее, во всем видят добро и обладают душевным здоровьем. Они видят религиозную основу несчастья людей в том, что люди обособлены от Бога и предлагают быть с Богом, где Бог только добро. Благо здешней жизни для них составляет основу и смысл жизни. Среди этой группы людей много обычных счастливых людей, но мало выдающихся.
Практический пример: приходит обычный человек к представителю такой религии душевного здоровья и говорит о своем несчастье и беде. Что отвечает второй?
- Пойди, подыши на воздухе, посмотри как прекрасен мир, и все пройдет.
Такой совет не всеми людьми понимаем, разделяем, и не всегда оценивается как эффективный. Ибо анастезия не операция, а лишь элемент подготовки к ней, а закрытие глаз на проблемы и зло не разрешает их .
В этом типе религии добро существует, как некоторый экстракт, который представители ее, выдергивают из жизни. Если не замечать зла, оно не исчезнет. Но можно удалить себя от него, выделив и вкушая такой экстракт добра. Главное, случайно не выпасть из этой сладкой идиллии в реальную жуткую жизнь, полную нечисти и зла, не снимать "розовых очков", коли ты к ним привык.
Джеймс относит к первому типу религию Духовного врачевания, которая была популярна в Америке во время Джеймса и католическое течение христианства, в части ее обрядовости и эмоциональности.
Второй тип религии составляют «страждущие души» или «дважды рожденные».
Если люди душевного здоровья преувеличивают значение добра и не видят, избегают, зла в жизни, то в другой религии (страждущих душ), наоборот, основной фокус, главное пристальное внимание уделяется злу, которое является корнем всего. Зло является ключевым существенным компонентом мироздания и ключи к пониманию жизни находятся в нем. К этой религии Джеймс относит все мировые религии, но более всего христианство и буддизм (который он именует духовным атеизмом).
В этих религиях человек должен пережить кризис, зло, беспомощность, чтобы «умереть» духовно для худой реальности и родиться духовно (второй раз) для хорошей. Как показывает Джеймс, сложно человеку, пережившему духовный кризис и обращение к Богу, вернуться назад, в старую жизнь, безбожную. Он уже смотрит на жизнь иначе, более мудро, зрело и глубоко. Здесь главное "не оборачиваться назад", ибо "претерпевший до конца спасется" и "дорогу осилит идущий".
Джеймс объясняет, что различие двух этих типов религии состоит в том пороге сознания, который можно обнаружить в душе каждого человека. Этот порог, у каждого человека свой, и он отделяет меланхолию от оптимизма.
В религии "страждущих душ" больше великих деятелей, больше великих достижений. Ключи жизни находятся в понимании и исцелении человечества от зла. Не в экзальтации добра, а в победе над злом. Зло нельзя победить отказом видеть его и удалением в искусственный оптимизм. Но можно глубоко пережив влияние зла, столкнувшись с "адом" жизни, не погибнуть, а обновиться и возродиться душой и в жизни.
Но Джеймс оберегает смешивать религию "страждущих душ" с натурализмом, то есть взглядом естествознания. В естествознании нет религии. Оно бездушно и формально, и не дает главных ответов на жизненные вопросы. Ее "истина" слишком инструментальна.
Религия "страждущих душ" отлична от естествознания в главном: она дает ответ на важнейшие вопросы бытия. Это религия перерождения, обретения настоящей цельности человека и настоящей жизни именно в борьбе и победе над злом. Для этого надо пережить глубокий жизненный кризис, в недрах которого таится новое, второе рождение, воскресение души.
Джеймс выделяет три основания такого кризиса:
- Чувство тщетности и суетности всего земного (в возрождении же – обретение плодотворности).
- Чувство греховности всего земного (в возрождении же – обретение добродетелей).
- Чувство страха (в возрождении же – обретение мужества).
Самому Джеймсу больше импонировала религия "страждущих душ", как дающая более трезвые практические ответы на реальность бытия.
Если хотите поделиться своими мыслями или опытом по теме данной статьи – пишите в комментариях.
Понравилось - ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.
Добра и благ всем!