Петербург остается одной из самых продуктивных тем для авторов как художественной, так и научно-популярной литературы. «Поребрик» собрал самые интересные новые книги о городе, которые уже можно найти на прилавках книжных магазинов.
Сергей Носов «Тайная жизнь петербургских памятников. Полная версия» (издательство «Лимбус Пресс»)
Расширенная версия суперхита от одного из самых узнаваемых петербургских прозаиков. Первая «Тайная жизнь» вышла в 2008 году, вторая – в 2015 году, теперь обе части издали под одной обложкой и снабдили авторскими фотографиями. У Носова памятники живут своей жизнью, в которой сочетаются история и фантастика. А если фантастический элемент кого-то смущает, знайте: книга Носова — лучший гид по известным и не очень петербургским монументам.
Олег Стрижак «Мальчик» (издательство «Городец», серия «Книжная полка Вадима Левенталя»)
Модернистский интертекстуальный роман, впервые опубликованный почти 30 лет назад и впоследствии не переиздававшийся — до этого момента. Действие происходит в восьмидесятые годы, отсылает и к «Петербургу» Белого, и к «Пушкинскому Дому» Битова, строит детективную интригу — но переключается то на внутренний мир главного героя – писателя, то на повествование от лица второстепенных персонажей. Значимый текст, забытая классика, вписывающаяся в концепцию «петербургского текста».
Андрей Битов «Первая книга автора: рассказы» (издательство Ивана Лимбаха)
Еще одна «забытая классика», сорок лет пролежавшая в столе у автора романа «Пушкинский Дом». Этой книгой издательство Ивана Лимбаха начинает переиздание текстов Андрея Битова. В первый том попали самые ранние вещи, ученические рассказы, черновики больших трудов — как выразился литературовед Сергей Бочаров, «нулевая степень его творчества». Нулевая — и притом все равно ужасно любопытная.
Барскова Полина «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов» (издательство Ивана Лимбаха)
Писатель и филолог Полина Барскова последние пятнадцать лет занимается исследованием культуры блокадного Ленинграда. В этой книге, посвященной творчеству поэтов Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Натальи Крандиевской, Татьяны Гнедич, Николая Тихонова и, конечно, Ольги Берггольц, она изучает, как язык мог утолить человеческую боль и запечатлеть историю в нечеловеческие моменты. Надо сделать оговорку и о языке самой «Седьмой щелочи»: Барскова пишет прозу высочайшего уровня, близкую к поэзии, благодаря чему каждая глава звучит одновременно понятно и пронзительно.
Геннадий Гор «Обрывок реки. Избранная проза: 1929–1945. Блокадные стихи: 1942–1944» (издательство Ивана Лимбаха)
Один из героев Полины Барсковой и его ранняя проза. Писатель-фантаст Геннадий Гор, автор повестей для юношества и модернист, за свою жизнь неоднократно менял траекторию своего писательского маршрута, благодаря чему по-разному запомнится разным поколения читателей. Гор дожил до восьмидесятых, а в его ранних текстах блокада отражает разорванность сознания человека в катастрофических условиях.
Наталия Соколовская «Долгое счастливое утро» (издательство «Лимбус Пресс»)
Еще одна исследовательница петербургской блокады — и ее проза. Главным героем у Наталии Соколовской оказывается город — Ленинград-Петербург, показанный как документально-реалистически, так и символически. Текст «Долгого счастливого утра» разбит на повести и рассказы, но должен восприниматься как цельный.
Ксения Букша «Адвент» (издательство «АСТ», редакция Елены Шубиной)
Праздничный рождественский роман, действие которого происходит под католическое Рождество. Книгу советовали читать прямо перед Новым годом или на зимних каникулах, но будем честны — нет ничего плохого и в том, чтобы прочесть ее в любой другой период зимы или весны. История про Аню, Костю и маленькую Стешу открывают всю хрупкость и символичность окружающего мира.
Андрей Аствацатуров «Скунскамера» (издательство «АСТ», редакция Елены Шубиной)
Переиздание второй книги Андрея Аствацатурова в обновленной редакции. Десять лет назад вышли два хита филолога, специалиста по американской прозе Андрея Аствацатурова — романы «Люди в голом» и «Скунскамера». Оба повествуют о довольно нелепой жизни петербургского интеллигента — и в образе главного героя узнается сам автор. В свое время книги стали легендарными еще и потому, что второстепенными их персонажами выведены преподаватели СПбГУ.
Карина Добротворская «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже» (издательство «АСТ», редакция Елены Шубиной)
Еще одно переиздание — на этот раз хита семилетней давности в преддверии экранизации. Книга «Кто-нибудь видел мою девчонку?» рассказывает историю любви петербургского кинокритика Сергея Добротворского и его жены Карины — впоследствии медиаменеджера Conde Nast. История любви перерастает в историю расставания, трагедию и попытку с ней справиться. Одноименный фильм с измененными именами героев вышел в начале февраля в широкий прокат.
Сборник «Карантин по-питерски» (издательство «Городец», серия «Книжная полка Вадима Левенталя»)
Пять петербургских писателей — Валерий Айрапетян, Александр Пелевин, Павел Крусанов, Герман Садулаев и Ричард Семашков — с марта по октябрь 2020 года вели общую переписку в соцсетях обо всем и ни о чем. Делились впечатлениями от подступившего карантина, от его ослаблений, собственными бытовыми проблемами и мыслями о происходящем. Отличный способ познакомиться с творческой манерой и мировоззрениями сразу пяти авторов — и заодно вспомнить прошлый год.