7 лет назад начались протесты прорусского большинства Юго-Востока Украины против Киевской хунты, захватившей власть в столице. Сегодня никто не может четко сказать, чем закончится борьба за «русскую ирреденту». Однако некоторые выводы из недавних событий можно сделать уже сегодня.
На протяжении 10-20 предвоенных лет электоральные предпочтения Донбасса и в целом Юго-Востока Украины, в основном, разделялись между «Партией Регионов» (ПР) и Коммунистической партией Украины (КПУ), за явным преимуществом первой.
«Партия Регионов» – это одна из украинских олигархических партий, объединявшая местных чиновников, бизнесменов, директоров и подконтрольных им рабочих коллективов предприятий. Суть «лже-единства» сводилась к следующему:
· «элита» давала работу, гарантировала стабильность и определенный уровень благополучия, обещала защищать интересы макрорегиона (русский язык, дружбу с Россией и т. д);
· жители Юго-Востока оказывали политическую поддержку, не препятствовали махинациям на выборах, не мешали «элите» грабить регион и страну.
Это очень важный момент – в нем суть «донецкого консенсуса». Народ Юго-Востока, традиционно «красный» по своим взглядам, не поднимал революционные лозунги на политическую повестку, поддерживал партию капиталистов в обмен на защиту своих прав и интересов.
Когда в результате вооруженного переворота в Киеве к власти пришли прозападные, националистические силы, жители Юго-Востока ждали и требовали от своих «лидеров» выступить на защиту своих интересов. Однако Ахметов, Шишацкий, ныне покойный Кернес и прочие лидеры ПР сумели быстро договориться со своими победившими бизнес-партнерами и выступили с однозначно компрадорскими заявлениями.
«Консенсус» рассыпался вместе с «Партией Регионов» и КПУ. Наиболее ярко это проявилось на митинге 1 марта 2014 года, организованном в Донецке «регионалами» в свою поддержку. Понимая реальные настроения дончан, лидер малочисленной на тот момент организации «Народное ополчение Донбасса» Павел Губарев сумел захватить сцену 50-тысячного митинга.
Нужно учесть, что количество ополченцев на 1 марта 2014 года исчислялось даже не сотнями. Еще несколько тысяч человек знали о политической платформе «Народного ополчения» и в соцсетях активно поддерживали эту позицию. «Регионалы» свезли на митинг 50 тысяч партийцев: шахтеров, заводчан, учителей, сотрудников местных администраций. За каждую группу, участок, школу отвечал непосредственный начальник. Другими словами, это была не стихийная толпа, а вполне себе, контролируемая сила. Кроме того, сцену охранял оплаченный силовой блок партии регионов – спортсмены-титушки, в количестве 30-70 человек, плюс подконтрольная регионалам милиция.
Слова, звучавшие со сцены из уст официальных спикеров ПР, не воспринимались людьми на площади, ораторов освистывали. Позиция народа была намного более радикальна, чем себе представляла «лже-элита». Нужен был только лидер из народа. Но регионалы держали сцену под контролем.
И здесь сказал свое слово народ. Наплевав на угрозы своих начальничков, простые мужики прорвали оцепление, залезли на сцену и раскидали титушек.
Тогда и прозвучали слова, которых ждал Донбасс:
- непризнание переворота;
- готовность противостоять Киевской хунте;
- стремление установить народовластие;
- провести референдум о статусе Донбасса.
Донбасс обозначил свой выбор – площадь скандировала «Россия! Россия!».
Так, малая организованная группа активистов, опираясь на доминирующие на данный момент общественные настроения, за один день обнулила рейтинг самой массовой, богатой и влиятельной партии Украины. Объективными предпосылками к этому стали разочарование жителей Юго-Востока тотальным предательством регионалов, а также полная импотенция лже-защитников перед лицом прозападных сил, победивших в Киеве.
Виктор Яценко , экс-министр связи ДНР, советник Захара Прилепина, член Центрального совета Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду»