В недавней статье «Какой мотоблок выбрать в 2021 году » мы рассмотрели основные параметры мотоблоков, на что стоит обратить внимание при покупке, cоставили рейтинг мотоблоков и для каких участков и работ каждый из них предназначен. Если внимательно изучить данный материал, то становится ясным, что в среднем классе есть 2 уникальные модели, которые принципиально отличаются от большинства мотоблоков. При этом, обе модели фактически перекрывают весь сегмент мотоблоков, продаваемых на территории Беларуси.
Как мы с вами помним, наиболее удачная конструкция редуктора – шестеренчатый. Это обусловлено многими факторами:
- Надежность
- Выносливость
- Возможность работать по целине
- Высокий запас прочности
- Минимальное обслуживание
- Редуктор способен выдерживать высокие нагрузки, в том числе ударного характера.
Мотоблок с шестеренчатым редуктором способен работать десятилетиями, так как внутри конструкции отсутствуют элементы растяжения (цепи), а сами шестерни выполнены из калёной стали и фактически не подвержены износу. Вы справедливо можете сказать, у меня нет целины, земля мягкая и мне не нужен мотоблок с таким редуктором. Однако это не так, во-первых, запас прочности еще никто не отменял, во-вторых мотоблоки с элементами цепи требуют более сложного и дорогостоящего обслуживания, плюс требуется подтяжка цепи, а при растяжении замена. И при интенсивных нагрузках это может выливаться в копеечку. Это касается не только земляных работ, но и при работе с телегой, так как тяговое усилие мотоблока с шестерёнчатым редуктором выше, а соответственно и КПД всей контракции.
Вторым важным моментом при выборе мотоблока относится возможность агрегатирования активного навесного оборудования (косилка, снегоуборщик, картофелекопалка, насос, циркулярка и многое другое). В той же самой статье я привел и наглядно показал, что к китайской технике (Asilak, Fermer, Shtenli, Stark, Harvest, BAHO, SPEC, KEPLER, Skiper, Rossel) нет возможности подсоединять такое активное оборудование. Причины на это 2.
- В Китае хоть и производится частично под ВОМ активное навесное оборудование, и даже были попытки привозить косилки Беларусь, но качество оказалось настолько низким, что та же косилка не могла отработать даже сезон, мягкий металл, применяемый для передачи крутящего момента на роторы превращался в груду месива и косилка выходила из троя. Ремонту такая техника не подлежала.
- Не во всех Китайских мотоблоках (Культиваторов) этот самый ВОМ и имеется. Но сути это не меняет, навесного оборудования к Китайской технике у нас в стране нет.
- В итоге, владельцы такой чудо техники постоянно ищут вариант как приспособить российское активное навесное оборудования для своих мотоблоков. Придуманы целые системы переходников от китайского ВОМ, через ремни, что бы как-то можно было его использовать.
- Однако не у всех есть хорошие навыки разработки таких переходников, это отнимает массу времени и денег. А эффективность такой косилки через несколько ремней стремиться к нулю, ибо потеря крутящего момента колоссальная.
Ну и еще масса недостатков китайской техники: чугунные блоки редукторов с постоянной течью масла от микротрещин, быстрое искривление выходных валов, отвратительные передаточные числа, отсутствие рамы - крепление силовых элементах на самом редукторе (вибрация, детонация), китайские пластиковые колеса и многое другое.
Но сегодня речь идет не о Китайской технике, а о двух на мое усмотрение лучших мотоблока, которые продаются в Беларуси. И сегодня мы их с вами сравним.
Представляю вашему вниманию Мотоблоки УГРА и мотоблоки АГАТ
Оба мотоблока обладаю наиболее важными параметрами, которые мы описали выше, а конкретнее:
- Имеют шестеренчатый редуктор
- Работают с полным перечнем как активного навесного оборудования, так и пассивного
- Имеют пониженный ряд скоростей
- И для максимального удобства в работе, центр тяжести, смещенный вперед.
Оба мотоблока очень схожи между собой, однако имеют достаточно серьезные отличия.
Начнем с мотоблоков АГАТ . Техника АГАТ выпускается на заводе в городе Гаврилов-ЯМ в России. Братом близнецом смело можно назвать технику Салют, которая выпускается в Китае. Похожи они как 2 капли воды, поскольку технологически не отличаются и раньше выпускались на Московском заводе Салют. Мотоблоки АГАТ оснащаются моторами 6.5 и 7 л.с., а также совсем недавно была представлена версия тяжелого мотоблока АГАТ, которая весит 130 кг на который устанавливаются моторы 9 л.с. Но сегодня не будем о новинке, так как она совсем новая и вообще требует отдельного обзора.
Все мотоблоки АГАТ комплектуются колесами 4.00 х 8, имеют массу в 85 кг, шестеренчатый редуктор, 4 передачи вперед и 2 назад включая пониженные скорости. Вообще скоростные характеристики мотоблока имеют крайне важное значение, что бы владелец мог выбирать наиболее комфортную скорость при работе с различным навесным оборудованием и при этом не испытывал нагрузку на ноги, спину и руки. Скорости на мотоблоках АГАТ следующие:
первая передача - 2.8 км/час
вторая - 3.5 км/час
третья - 6.3 км/час
четвертая - 7.8 км
Задние скорости: 2 км/час и 2.5 км/час
Сцепление у мотоблока ременное, по сути, это единственный мотоблок в Беларуси с ременным сцеплением и шестеренчатым редуктором. Такая конструкция однозначно превалирует над всеми мотоблоками с цепным либо шестеренчато-цепным редуктором. Выходные валы 25 мм с переходной втулкой на 34 мм. Таким образом, фрезы, пропольники, рыхлители должны быть диметром в 25 мм, а вот грунтозацепы на 34 мм. Пассивное навесное оборудование крепится на мотоблок сзади на сцепную скобу при помощи винтовой сцепки (плуг, окучник, картофелесажалка, прицеп, борона, картофелевыкапыватель, лопата отвал для снега и т.д.) Активное навесное оборудование может агрегатироваться как спереди, так и сзади. К активному навесному оборудованию относятся: косилка роторная, картофелекопалка грохотная (вибрационная), снегоуборщик, насос, кусторез, дровокол и т.д.
Руль в мотоблоках АГАТ регулируется как по вертикале, так и вокруг своей оси. Кроме этого, для мотоблоков АГАТ есть специально разработанный адаптер МТ-1 с рулевым управлением и возможностью использовать любое активное навесное оборудование от мотоблока. На сегодня это единственный полнофункциональный тандем мотоблок с адаптером, в итоге мы получаем полноценный мото-трактор АГАТ.
Мотоблок УГРА – это конечно конструктивно похожая модель на АГАТ, но сделан под еще более суровые условия. Масса агрегата составляет 95-100 кг., комплектуется колесами 4.00 х 10 либо 19х7*8, выходные валы 30 мм. А отличие от Агат сцепление в мотоблоках УГРА многодисковое в масляной ванне. Принцип работы коробки передач, сход с автомобильным. Выжимается сцепление, включается передача, сцепление плавно отпускается и мотоблок начинает свое движение. Коробка передач в мотоблоке имеет 3 передачи вперед и одну назад. Скоростные характеристики выглядят следующим образом:
Первая, она же пониженная передача 3.6 км/час
Вторая 5.8 км/час
Третья 8.5 – 13 км/час
Задняя передача 2.2 км/час
За работу с активным навесным оборудованием отвечает вал отбора мощности. При этом УГРА не ограничивается одним ВОМ их у нее аж 2. Ведущий и ведомый. У каждого из них своя функция. Либо для подключения активного навесного оборудования, либо для подсоединения полноприводного адаптера АМПК-1. ВОМ у мотоблоков УГРА жесткий шлицевой, таким образом в конструкции мотоблока не предусмотрено ни одного ремня, что в свою очередь экономит ваши деньги на обслуживании, а также позволяет мотоблоку работать на больших участках. Так как проблема ременных мотоблоков такого сегмента как раз и заключается в потере мощности на ремнях, проскальзывании, постоянной замене. Двигатели устанавливаются на мотоблоки УГРА от 6 до 9 л.с. На территорию Беларуси мы привозим преимущественно технику с моторами Lifan, которые отличаются своим высоким ресурсом, недорогим обслуживанием, высоким ресурсом, способные работать круглогодично. Однако под заказ мы можем привезти и версии с моторами Honda, Briggs & Stratton, а также дизельную версию. Пассивное навесное оборудование подключается при помощи винтовой сцепки к скобе мотоблока (плуг, окучники, полольники, рыхлители, фрезы, борона, картофелесажалка, лопата отвал и др.), что касается активного навесного (снегоуборщик, щетка, роторная косилка, картофелесажалка и т.д.) подключаются к ВОМ мотоблок, руль переворачивается на 180 градусов и эти работы выполняются на задней передаче.
Оба этих мотоблока поистине являются полнофункциональными агрегатами, аналогов которым не существует. Способны работать по целине и на тяжелом грунте. Являются очень надежными и имеют колоссальный запас прочности. Единственное, мотоблоки АГАТ я бы рекомендовал для участков не более
20-25 соток в тандеме с модулем МТ-1 можно расширить участок обработки до 60 соток, так как конструкция все же ременная, а вот УГРА может работать на участках свыше 40 соток, а при эксплуатации с адаптером АМПК-1 и полным приводом можно обрабатывать и гектар +. Оба мотоблока в 2020 году показали были самыми продаваемыми среди всей линейки представленной в нашем магазине. В начале 2021 года тенденция только усиливается.