Найти тему
Свежий баклажан

Где построили фальшивый огромный супермаркет и разыграли тысячи людей?

В 2003 году Прагу заполонили рекламные объявления об открытии нового супермаркета «Чешская мечта» с рекордно низкими ценами. На открытие собрались более 3000 человек. После торжественного перерезания ленточки толпа устремилась внутрь, но оказалось, что перед ними был просто огромный плоский плакат посреди поля. Всю эту акцию устроили два студента режиссёрского факультета, сняв фильм о данных событиях. В качестве дипломной работы два студента факультета кинематографии поставили в чистом поле за городом строительные леса 10*100 м и обтянули их с одной стороны (чудеса минимализма) цветной пленкой, так, чтобы издалека это казалось стеной магазина. Поглазеть на открытие этого "гипермаркета" и прикупить дешевенький телевизор пришло около 3 тысяч пражан и гостей чешской столицы. Было это 31 мая 2003 г., и это исторический факт.

Тот самый «искусственный» супермаркет (обтянут цветной плёнкой)
Тот самый «искусственный» супермаркет (обтянут цветной плёнкой)

«Предварительно был проведен весь рекламный цикл, и мы прошли его вместе с режиссерами. Грандиозная раскрутка магазина. 400 билбордов на улицах Праги, симпатичные девчонки раздают двести тысяч листовочек. Два студента как-то смогли убедить сотрудничать с ними крупнейшие рекламное и PR-агентства, реклама шла по телевизору. Студентам сменили имидж и они чудесно преобразились вдруг в успешных менеджеров; была написана слезовыжимтельная душещипательная песенка, которую спел детский хор во главе с профессиональной певицей. Таким образом, пара-тройка тысяч любителей шастать по супермаркетам была неплохо обманута. Гипермаркеты зло, это мое давнее и твердое убеждение. Они способствуют развитию консюмеризма у недозрелых во всех отношениях граждан, всучивая товар, который им не нужен. Супермаркеты — мощный инструмент в политике (я не говорю, что кем-то сознательно проводимой) инфантилизации населения. Об этом можно долго говорить, и именно поэтому я об этом говорить не буду: моя цель здесь — дать представление читателю о фильме, а не читать проповеди» — говорят авторы фильма.

Отрывок из фильма «Чешская мечта»
Отрывок из фильма «Чешская мечта»

В общем, в той рекламной кампании и правда не было особой лжи. Слоганы призывали не приходить на открытие. Логотип изображал из себя пару мыльных пузырей. Никто на самом деле не ушел с пустыми руками — всем вручили флажки, значочки и т.д.

У этого фильма был и чисто чешский посыл: в то время по телевидению проходила активная рекламная кампания, призывающая чехов вступать в Евросоюз, и авторы прямым текстом говорят, что раз можно прорекламировать несуществующий гипермаркет и обмануть три тысячи чехов, то почему нельзя обмануть десять миллионов чехов? Вопрос только в количестве. Нужна ли нам эта Европа?

Многоголовая гидра рекламы обратила этот фильм себе на пользу. "Чешская мечта", как узнаваемый бренд, стал использоваться в политике и рекламе. А Чехия все-таки вступила в Евросоюз. Пластмассовый мир победил.