Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в жизнь университетов, изменив привычный формат обучения, общения студентов с преподавателями и сверстниками. В Финансовом университете при правительстве Российской Федерации, несмотря на все сложности, занятия шли по графику, а конкурс на поступление в вуз был даже выше обычного. О том, как сказалась пандемия на качестве обучения студентов, о перспективах онлайн-образования, ЕГЭ и о государственной итоговой аттестации выпускников в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор университета Михаил Эскиндаров.
- Михаил Абдурахманович, вузы России с 8 февраля приступили к очному, традиционному обучению. В Финуниверситете удалось полностью вернуть студентов в аудитории, или где-то останется удаленный, а может гибридный формат обучения?
- Боюсь, что вузы больше не вернутся к тем благостным временам, когда студенты и преподаватели общались только напрямую. Наш вынужденный и срочный перевод образовательного процесса на удаленный формат был в достаточной степени нами подготовлен. Еще до начала пандемии мы создали и тестировали как всю нашу систему дистанционного обучения, так и обучение с использованием дистанционных технологий, получили необходимый опыт.
Хочу подчеркнуть, что необходимо различать эти два понятия. С 16 марта прошлого года мы перешли именно на обучение с использованием дистанционных технологий, а не на дистанционное обучение. Все лекции, консультации и семинары шли полностью в соответствии с расписанием. Тогда как "дистанционка" предполагает заранее записанные лекции и методические материалы, которые студент может изучить в то время, когда ему удобно, а по расписанию сдать лишь экзамены.
Сегодня, когда очные занятия возобновились в университетах, мы не смогли полностью вернуться на старую систему. Даже сейчас у нас есть группы на удаленном обучении. В первую очередь, это магистранты и иностранные студенты, которые не вернулись в университет из-за рубежа. Так, из 1,5 тысяч иностранных студентов 300 не смогли вернуться и сейчас занимаются по индивидуальным программам онлайн. Также 18 групп у нас снова ушли на "удаленку" из-за коронавируса – это пять групп колледжей в разных регионах страны, три группы второго высшего образования, остальные – группы бакалавриата. Таким образом, у нас около 30% студентов находятся на "удаленке".
Должен отметить, что в Финансовом университете проводится целый комплекс мероприятий по профилактике COVID-19. Например, выпускные курсы бакалавриата и магистратуры проходят практику и поэтому не посещают территорию университета, а при возвращении с практики они будут учиться на "удаленке". Занятия магистрантов и аспирантов очной формы обучения мы организовали в вечернее время с 18:50, чтобы они не пересекались с другими студентами и работниками вуза.
Для разных учебных групп и учебных потоков предусмотрено разное время начала пар, а также минимальное их перемещение по учебным корпусам. При этом мы практически не выбились из графиков учебного процесса. Все учебные занятия проводились и проводятся строго по расписаниям, подготовленным еще до начала учебного года.
- Легко ли дается возвращение к обычной жизни? С какими проблемами приходится сталкиваться?
- В целом можно сказать, что возвращение в очный режим проходит намного легче, чем внезапный уход на "удаленку". Какие-то проблемы, конечно же, возникают, но они технические и их не сложно решить. Качественные же последствия "удаленки" нам еще только предстоит оценить.
Весенний семестр начинаем почти в обычном режиме. Мы провели опрос студентов, спросив их о том, рады ли они вернуться к очным занятиям или предпочли бы продолжить учиться в режиме онлайн. Скажу честно, результат меня несколько удивил. Только 75% опрошенных высказались за очный формат. Я считаю этот результат низким. Всегда исходил из того, что процесс образования - это процесс непосредственного общения учителя и наставника с тем, кто пришел в университет за знаниями. Кроме того, это и особая социализация студентов в вузовской среде. Всегда исповедовал эту точку зрения и никогда не отрекусь от нее.
Некоторые студенты говорят, что дистанционный режим их "несколько расслабил". За этой формулировкой вижу серьезную проблему, которую нам всем вместе предстоит решать. Думаю, эту "синтетическую" по своему содержанию формулировку мы в ближайшее время в полной мере проанализируем, поймем, оценим и примем все необходимые меры, чтобы уровень подготовки наших обучающихся от последствий коронавируса не пострадал.
Полную версию интервью можно прочитать здесь.
Все новости российского высшего образования и науки можно найти тут.