Найти тему

Эффективность профессионального обучения

Известно, что в учебные центры обращаются граждане, которые факти­чески являются незанятыми, т.е. существующие у них профессиональные на­выки на момент обращения не востребованы на рынке труда. Такая ситуация для незанятых граждан является неудобной как в психологическом (стрессы, чувство ущемленности), так и в социальном отношении (потеря средств к су­ществованию, выключенность из общественного производства). Одним из ме­тодов борьбы с этой не устойчивой для данных агентов рынка труда ситуацией является их обучение по новой профессии (этот метод входит в активную по­литику занятости). Главной целью профессионального обучения является по­лучение незанятыми гражданами новой профессии и трудоустройства по ней. То есть обучившись на новую профессию, выпускник учебного центра с об­новленной профессиональной квалификацией опять попадает на рынок труда, где он стремится к приложению своих профессиональных способностей и на­хождению себе места работы. Задействованность в этом процессе профессио­нального обучения, конъюнктуры рынка труда и выпускника, прошедшего обучение и стремящегося вновь трудоустроиться, позволяет анализировать эффективность профессионального обучения конкретного образовательного учреждения и агента, ищущего работу на рынке труда по определенной специ­альности.

1. Настоящий анализ проведен по результатам почтового опроса, разра­ботанного и проведенного отделом социологических исследований Научного парка ПМУЦ в 1994 году. Участниками опроса являлись 90 выпускников учебного центра по двум специальностям - «бухгалтер-оператор АСУ» и «сек­ретарь-референт», которым были разосланы анкеты с просьбой о заполнении и возврате в учебный центр. В результате получено 34 анкеты, которые исполь­зовались при обработке. Из личных дел учащихся известно, что большинство перед обучением в ПФ РУЦ имело статус безработного, зарегистрированного в службе занятости, и меньшая часть - фактически является безработными без официальной регистрации. Согласно полученным результатам, большинство (62%) «работает по найму», 12% составляют те, кто «ведет собственное дело», остались «безработными» 24%. Таким образом, можно сделать вывод, что по­сле обучения в учебном центре трудоустроились 74% выпускников по рас­сматриваемым специальностям. Это свидетельствует о высокой эффективно­сти переобучения безработных и незанятого населения. Поиск работы «по зна­комству» являлся преобладающим, то есть нахождению работы выпускников способствовали в большей мере социальные сети и личная инициатива. Рес­понденты нашли работу преимущественно на государственных предприятиях (58%). При этом характерно, что в трудовой деятельности на этом предпри­ятии помогла им полученная в центре подготовка. Ответы показывают высо­кую удовлетворенность выпускников учебного центра своим профессиональ­ным состоянием после переобучения. Можно даже сказать, что процесс обуче­ния (переобучения) взрослого гражданина, направленный в конечном счете на профессиональное определение, повышение конкурентоспособности и занято­сти, успешно решается в учебном центре: степень полезности полученных знаний - «отличная и хорошая» (56%), «удовлетворительная» (23%). Но в лю­бом случае очевидна необходимость создания последующих этапов обучения, а может быть, и модернизации имеющегося набора учебных дисциплин. Что касается формы оплаты за обучение, то две трети выпускников не готовы пла­тить за свое обучение из личных средств. Это показывает и установку безра­ботных в отношении платы за свое обучение, и необходимость большего фи­нансового участия органов службы занятости в процессе переобучения взрос­лого населения. Можно сказать, что процесс адаптации обученных граждан к труду по выделенным специальностям проходил нормально, а сам процесс обучения в учебном центре позволял в целом достигать поставленные перед ним цели.

2. Мониторинг эффективности профессионального обучения безработ­ных (II этап). Массив анкет: генеральная совокупность 500 человек, общая вы­борка - 150 человек, обучившихся по специальностям: секретарь-референт, бухгалтер-оператор АСУ, мастер прикладного творчества, портной, массажист. Исследование показало, что в среднем 52% респондентов после окончания курсов трудоустроились, 37% - остались в положении безработного. Каждый третий респондент считал, что обучение в центре способствовало их трудоуст­ройству. Четверть респондентов нашла себе работу по специальности, которую получила в центре. Шестая часть опрошенных отметила, что их работа отчасти связана с полученной в центре подготовкой. Только у десятой доли выпускни­ков работа не связана с полученной профессией. Следовательно, обучение в центре реально помогает выпускникам трудоустраиваться. Исследование по­зволило определить различную степень адаптации выпускников к труду в за­висимости от получаемой профессии. Наиболее высокая степень адаптивности по таким профессиям как «человек-человек» (массажист, бухгалтер, секретарь-референт). Но существуют и так называемые «домашние» профессии, овладе­ние которыми чаще всего связано с личными интересами и способностями обучающихся.

3. Сравнительные результаты почтового опроса 1995-1996 года «Мони­торинг эффективности профессионального обучения в ПФ РУЦ (переименован в ПМУЦ)» 1 . В 1996 году в исследовании по анкете выпускника ПФ РУЦ при­няло участие 65 респондентов, окончивших курсы переобучения: 60% респон­дентов в возрасте от 20 до 30 лет; 49% респондентов со среднеспециальным образованием (на 1 этапе было 38%), 23% - с высшим (на 1 этапе - 34%), 20% - со средним (на 1 этапе - 27%); из общего числа опрошенных 78% составляют женщины (на 1 этапе - 90%). Это можно объяснить тем, что на данном этапе анализируется большее число мужских профессий (электрогазосварщики, во­дители). Каждый второй выпускник (как и на 1 этапе) трудоустроился после получения новой профессии. На данном этапе всего 19% респондентов (на 1 этапе - 27%) устроились на государственные предприятия. Возможно, это свя­зано с углубляющимся кризисом государственных предприятий. А процент устроившихся на негосударственные предприятия вырос с 20 до 56. 40% рес­пондентов считают, что их обучение способствовало в какой либо мере их трудоустройству (33% на 1 этапе). И как положительный результат 43% рес­пондентов ответили, что их трудовая деятельность в той или иной мере связана с подготовкой, полученной в учебном центре 30% выпускников нашли работу по специальности, которой они обучались (на 1 этапе - 24%). На данном этапе 42% устроившихся на работу нашли её по знакомству (на 1 этапе - 33%), 28% сами обратились на предприятие (на 1 этапе - 12%) и только 2% (на 1 этапе - 5%) трудоустроены центром занятости. 65% респондентов (на 1 этапе - 59%) выбрали профессию, которой обучались в ПФ РУЦ самостоятельно, только 12% (19% на 1 этапе) - по совету профконсультантов. То есть можно сделать вывод о возросшей самостоятельности поведения выпускников на рынке труда.

Мотивы выбора новой профессии объяснимы: 61% респондентов с её получением связывали своё трудоустройство, 37% хотели научиться ремеслу, полезному для себя и своей семьи, 25% - для дополнительного заработка. В ка­кой же мере обучение помогло достичь цели? 45% ответили, что частично, 26% - в полной мере (на 1 этапе - соответственно 48 и 20%). Половина рабо­тающих выпускников, а это 25% от общего числа опрошенных, довольны своей работой, 23% довольны, хоть и не в полной мере. Данное исследование даёт возможность предположить, что выпускники учебного центра положи­тельно оценивают полученные знания. 83% респондентов (79% - 1 этап) посо­ветовали бы своим знакомым и близким обучаться в нем, остальные затрудня­ются ответить однозначно. 54% опрошенных уже сейчас испытывают потреб­ность в повышении своей квалификации по полученной специальности, при­чём 43% респондентов хотели бы повышать её именно в ПМУЦ.

4. Сравнительный анализ по специальностям бухгалтер-оператор АСУ и секретарь-референт за 1993-1995 годах 2 . Мониторинг проходил в 3 этапа: 1993 - 1994 - 1995. Опрошено соответственно по годам: 34 чел.; 150 чел.; 45 чел. Участниками опроса явились выпускники ПФ РУЦ по двум специаль­ностям «бухгалтер-оператор АСУ» и «секретарь-референт». В опросе 1993 года разде­ление по специальностям не проводилось, поэтому результаты по этому оп­росу будут даваться совместно по двум специальностям. Из ответов на вопрос "Чем занимаетесь?" выяснили, что в 1993 г. 62% работали по найму, 12% - были самозаняты и 23% - безработными. В 1994 г. число работавших по найму уменьшилось и составило 58%, ве­дущих своё дело снизилось до мини­мума - 1%, появились те, кто стал учиться - 5% и резко увеличилось количе­ство без­работных - 35%. Скорее всего, такое положение связано с резким спа­дом эко­номики, когда большое число предприятий закрывалось или проводило сокра­щение штатов. В 1995г., когда предприятия и сами люди стали приспо­сабли­ваться к рыночным условиям, среди участников опроса на 10% увеличи­лось работающих по найму (68%) и 3% занимались собственным делом, а ко­личе­ство безработных осталось на прежнем уровне - 23%.

В 1993 г. 58% выпускников работало на госпредприятиях, 30% - на предприятиях других форм собственности и 11% занимались индивидуально-трудовой деятельностью. В 1994 г. количество работающих на госпредприя­тиях уменьшилось до 52%. Возможно, это связано с проблемами неплатежей на госпредприятиях и, следовательно, люди были вынуждены искать работу в другом месте или же предприятия поменяли форму собственности, став неза­висимыми от государства. В подтверждение этому, 46% опрошенных работали на негосударственных предприятиях, число занимающихся ИТД снизилось до 2%. В 1995 г. лиц, занимающихся ИТД, не оказалось. По вышеуказанным при­чинам число выпускников, работающих на государственных предприятиях, опять уменьшилось - 44%, а на предприятиях других форм собственности - увеличилось до 56%.

Большинство респондентов ответили, что их работа напрямую или час­тично связана с подготовкой в учебном центре, и каждый год это число увели­чивалось в среднем на 10%: в 1993 - 76%, в 1994 - 83%, в 1995 - 96%. Количе­ство людей, которым не пригодилась подготовка в учебном центре, резко со­кращалось, и составило соответственно по годам - 24%; 17%; 4%. Эти данные говорят, что объем знаний, получаемых в учебном центре, достаточно широк и может пригодиться для разных профессий. В 1993 г. 8% респондентов нашли работу по направлению службы занятости, 8% обратились сами на предпри­ятие, 72% нашли работу по знакомству и 8% участвовали в создании предпри­ятия. Такая ситуация сложилась из-за того, что предприятия не давали сведе­ний о вакантных местах, и сами безработные редко обращались в Службу за­нятости и предпочитали искать работу самостоятельно или через знакомых. В 1994 г. ситуация почти не изменилась, за исключением того, что увеличилось число людей, нашедших работу самостоятельно - до 17%. В 1995 г. в связи с тем, что люди и предприятия стали чаще обращаться в службу занятости, уве­личилось количество нашедших работу по направлению службы занятости - 17%. Также увеличилось число самостоятельно устроившихся на работу (34%), что говорит о повышении активности населения в ее поисках. Следовательно, снизилось число нашедших работу по знакомству - 48%.

Каждый второй выпускник ответил, что обучение способствовало трудо­устройству. И такое положение сохранилось на протяжении всех трех исследо­ваний. А число людей, которым обучение не способствовало трудоустройству, постоянно снижалось. Наблюдался рост от года к году числа выпускников, считавших, что работа соответствовала их ожиданиям. (с 36 % до 52 %). Вы­бор специальности выпускники осуществляли сами. Целью обучения в учеб­ном центре для подавляющего большинства было получить профессию, чтобы было легче устроиться на работу. Это говорит о сильном стремлении людей выйти из тупика. При оценке степени полезности знаний, полученных в учеб­ном центре, 55% респондентов в 1993 г. дали оценку "отлично" и "хорошо", и лишь 23% - "удовлетворительно". За 1994 и 1995 гг. сравнительных данных нет. Для 63% и 79% соответственно в 1994 и 1995 гг. обучение в учебном цен­тре помогло достичь цели в полной мере или частично. 80% и 94% респонден­тов в 1994 и 1995 гг. посоветовали бы своим знакомым переобучаться в дан­ном учебном центре. Потребность людей в повышении своей квалификации по цифрам мониторинга растет с постоянными темпами 10 % в год. Кроме этого, половина опрошенных согласна проходить переобучение в учебном центре. Желание респондентов получить еще одну профессию также возрастает с каж­дым годом. При этом лишь небольшое количество выпускников способно оп­латить обучение из личных средств. А число неспособных людей полностью оплатить обучение незначительно увеличивается (от 59 % до 66 %).

В 1994 г. средний срок устройства на работу составил: у бухгалтеров - 2,5 месяца, у секретарей-референтов - 2,7 месяца. Это свидетельствует о том, что выпускники ПФ РУЦ по данным специальностям устраиваются на работу достаточно быстро. Но настораживает тот факт, что при этом 40 % бухгалте­ров и 37 % секретарей-референтов на время опроса были безработными. В 1995г. ситуация с устройством немного улучшилась у бухгалтеров. Срок уст­ройства на работу незначительно увеличился и составил 3 месяца, но умень­шилось число безработных до 15%. У секретарей же определить время с мо­мента окончания курсов до устройства на работу представляется весьма за­труднительным из-за малого количества анкет, возвращённых респондентами. Но, имея даже те небольшие данные, можно сказать, что ситуация с устройст­вом на работу среди секретарей-референтов спустя год не улучшилась.

5. Сравнительный анализ результатов ответов по блоку вопросов о кор­рекции учебной программы 1-го и 2-го этапов. Среди выпускников специаль­ности бухгалтер-оператор АСУ повысилось число желающих добавить в учеб­ную программу чисто бухгалтерские дисциплины (бухучет, налогообложение и т.п.), по-прежнему не хватает бухгалтерской практики. В технической группе предметов, пригодившихся и требуемых добавить, фигурируют основы ком­пьютерной грамотности и компьютерные программы бухучета. Анализ ответов выпускников по специальности секретарь-референт показывает, что им оказа­лись полезными знания не только чисто профессиональные, но и напрямую не связанные с профессией (бухучет, бухгалтерия, кадровая подготовка, основы маркетинга), и порой знаний по этим же предметам не хватает (основы права). Результаты сравнения рекомендаций к учебному процессу выпускников кур­сов секретарей-референтов 1-го и 2-го этапов подтвердили выводы, сделанные после 1-го этапа: помимо чисто профессиональных знаний секретарям-рефе­рентам нужны навыки, зависящие от потребностей сферы деятельности, в ко­торой они трудятся. Это говорит о том, что профессия секретаря-референта требует подготовки и по различным специализациям, которые будут отвечать запросам рынка труда.

Полученные в ходе исследования рекомендации выпускников к процессу обучения помогли скорректировать учебные планы и программы, внести изме­нения в содержание учебных дисциплин и списки получаемых профессий с целью повышения эффективности профессионального обучения. Однако эта эффективность напрямую связана не только с качеством процесса обучения, но и с перечнем профессий, которые предлагаются для освоения. С другой сто­роны, степень адаптации обученных граждан на рынке труда зависит от самих получаемых профессий. Если профессия не востребована на рынке труда, то повышение эффективности ее освоения не повысит степень адаптации выпу­скников, а значит и не увеличится (а возможно, и уменьшится) коэффициент полезности и пригодности получаемых знаний с точки зрения трудоустрой­ства. Поэтому проведение мониторинга эффективности профессионального обучения должно параллельно проводиться и взаимодополняться исследова­ниями по выявлению перспективных, пользующихся спросом профессий на рынке труда, и по которым существуют вакансии. Заметим, что перспектив­ными являются те профессии, которые входят в спектр профессий будущего развития региональной экономики.

1 Мониторинг осуществлялся силами сотрудников ПМУЦ (И.Н.Иванова, Л.П.Евдокимова) под руководством и непосредственном участии автора

2 Этот сравнительный анализ проводился под руководством автора И.Н. Ивановой, компьютерная обработка осуществлена совместно с Л.П.Евдокимовой