Найти тему
Дом кино

«Мастер и Маргарита»: долгий путь к экранизации самого мистического романа

Оглавление

После удачной экранизации булгаковского «Собачьего сердца» режиссёру Владимиру Бортко в 1987 году предложили перенести на экран другой роман знаменитого писателя — «Мастер и Маргарита». В тот раз Бортко отказался: не хотел отбирать хлеб у своего друга Элема Климова, который мечтал снять собственную версию «Мастера и Маргариты». Климов планировал работать вместе с итальянскими и американскими режиссёрами, но в процессе написания сценария от идеи отказался.

Загадочный наследник

Получить разрешение на экранизацию «Мастера и Маргариты» пытались Владимир Наумов, Игорь Таланкин и Эльдар Рязанов, но всем им в Госкино отказали. А вот Владимир Бортко спустя тринадцать лет к съёмкам всё же приступил. Уже был утверждён актёрский состав — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, когда наследник Михаила Булгакова внезапно передал все права на экранизацию американским продюсерам. Российский проект был заморожен, а чтобы выкупить права обратно, потребовалось несколько лет.

Воланд — Жан Рено?

-2

Когда Владимир Бортко вернулся к работе над фильмом, пришлось проводить новый кастинг. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте и Виктория Толстоганова, однако режиссёр остановил выбор на Анне Ковальчук. Мастера мог сыграть Владимир Машков, но уехал на съёмки в Голливуд, и тогда его место занял Александр Галибин. От роли зловещего Воланда наотрез отказался Олег Янковский. Велись переговоры с Жаном Рено и Гари Олдменом, но договориться не удалось. А вот Олег Басилашвили оказался человеком несуеверным и с радостью принял предложение сыграть такого яркого героя.

Многоликий Бегемот

-3

Образ кота Бегемота на экране создавали сразу четыре актёра. В большинстве сцен предстал Вано Миранян — президент Фонда инвалидов для людей маленького роста. Его рост составлял всего сто сантиметров, а снимался он в кошачьем комбинезоне с головой, начинённой разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил Бегемот голосом Семёна Фурмана, а кота в человеческом обличье играл Александр Баширов. Участвовал в съёмках и настоящий кот — один из артистов театра Юрия Куклачёва.

Прикрытая нагота

-4

Сцены полета Маргариты на метле снимали в павильоне «Ленфильма». Обнажённую актрису подвешивали под потолком с помощью тросов, а затем обрабатывали получившееся изображение на компьютере — убирали из кадра верёвки, делали картинку полупрозрачной и немного прикрывали наготу. С помощью той же компьютерной графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на специальной платформе, которая потом стиралась, и актёр будто влетал в кадр из ниоткуда.

Смотрите «Мастера и Маргариту» в эфире телеканала  «Дом кино»!

А вам нравится этот сериал? Пишите в комментариях↓