Какие же были отношения со смертью у простого народа Западной Европы в период Средних веков. Хотя нет, кто этот народ? Все просто: жители сел, деревень, ремесленники, мелкие купцы, слуги, мелкие конторские служащие. Одним словом, около 90% населения. Данный материал разбит на две части. В первой поговорим об отношении народа и мира мертвых. Во второй о обрядах и похоронах.
«Приходи скелет на ужин»
Отношения у народа со смертью были более чем живые. Драматичные, комичные и нередко конфликтные. Медиавист А.Гуревич называет эту особенность мировоззрения «двумирностью». Это тенденция достигла своего пика в Высокое Средневековье. Мертвые сохраняли способность общаться с живыми и воздействовать на этот мир. Но и мир живых оказывает серьезное влияние на участь покойника. Об этом многочисленные рассказы, былички, истории, зафиксированные в рукописях, миниатюрах и дневниках. Среди богословов и элитных групп восприятие царства смерти было более утонченным и сложным, у народа же попроще и поближе.
Более того, были и люди, умершие на время, которые вернулись к живым. С потусторонним миром обменивались вестями и услугами, умершие могли беспокойно бродить тут и там. Одним словом, жили два мира с постоянном воздействии друг на друга.
Один из самых распространенных сюжетов, о том, как некий священник попадает во сне в ад или чистилище. Там он видит суету, бегающих чертей и наказания за грехи для умерших. Кстати, суета и мельтешение признак нечисти в Средневековье. В одном из рассказов черти бьют во сне священника по лицу тряпками, точнее одеянием паломника. А бит за то, что не позаботился о душе человека, который и дал ему перед смертью это одеяние. Священник проснулся и обнаружил ожоги на лице.Более того, были и люди, умершие на время, которые вернулись к живым. С потусторонним миром обменивались вестями и услугами, умершие могли беспокойно бродить тут и там. Одним словом, жили два мира с постоянном воздействии друг на друга.
Иногда общение с потусторонним миром получалось комичным. Так однажды священник проходил мимо кладбища и услышал стенания. Оказывается, это плакала душа одного купца. Он сокрушался что его жена теперь выйдет замуж за другого и растратит все деньги. Были рассказы, когда мертвых в шутку приглашали на ужин. Они и приходили, производя неизгладимое впечатление.
Большинство рассказов делились на «примеры» и «видения». В видениях человек умирал, потом возвращался к жизни милостью Бога, Богородицы или святого, и рассказывал людям о том, что видел на том свете. В «примерах» умирал грешник, но возвращался к жизни что бы исправить грехи. Но иногда возвращение души в тело происходило при усилиях живых людей, благодаря длительным молитвам или осознанию важного и незаконченного дела.
Главный канал коммуникации между живыми и умершими это видения. Но видения не всегда могли быть правдивыми. Поэтому всякий раз проверялись фактами. А вы помните, что факт самая упрямая в мире вещь? Так грешник мог увидеть во сне свою смерть и умереть при пробуждении. Чем и подтвердить правдивость ведения.
Кстати, фразы «потусторонний мир» не существовало в Средневековье. И у ряда историков есть вопрос, а разделялись ли мир живых и мир мертвых в сознании людей того времени, или нет.
Обряды похорон в Средневековье
Теперь поговорим о практической стороне вопроса, об обряде похорон. Люди в веке X жили общинами, городскими или сельскими. Наше современное представление что село это часть района, а район, и все вместе одна страна часто просто не действовало. Община веке в средневековье в первую очередь договор между людьми. Так Михаил Бойцов в своих лекциях отмечает что смерть старосты для села более трагична короля. Глава общины здесь и сейчас решал важнейшие вопросы, и его кончина на время нарушала привычный порядок вещей.
Поэтому покойник был не очень-то и мертв во время похорон для окружающих. Поэтому на церемонии с ним прощаются как с живым, к нему обращаются с просьбами передать весть на тот свет. Сами обряды длились несколько дней и вскоре после этого назначался новый глава общины. Порядок должен был быть быстро восстановлен.
До момента кончины у человека оставался шанс вымолить грехи, дать последние наставления или сделать другие необходимые вещи. К умирающему звали священника для исповеди и нотариуса для подписания завещания. Кто побогаче жертвовал на храм, рассчитывая на длительные молитвы и спасение души. Если в католицизме посмертная забота — это моление о душе, находящейся в чистилище, то в протестантизме на первый план выходит доказательство успешности умершего при жизни, поиск знаков избранности в благополучности и добропорядочности его жизни: Между категориями доброго семьянина и доброго христианина ставится знак равенства. В Новое время это приведет к появлению эпитафий на надгробиях.
Процесс умирания и похороны считались делом публичным. Когда звали священника к последнему причастию он шел с фонарем в руках. Что было знаком для всех прохожих что тут происходит. Если умирающий не успевал исповедоваться, фонарь не тушили на обратном пути. Горящий фонарь в руках проводника частый визуальный и словесный сюжет в Средние века.
Умирать старались дома. При предчувствии смерти, в старости или в болезни старались не отправляться в путь. Кончина дома в кругу семьи и с причастием считалась достойной смертью. Исключение составляло паломничество. Считалось что святые или святой сопровождает паломника. Но что делать солдату, если он умирает от ран и ждать священника бесполезно? Можно исповедаться любому человеку поблизости. В чем же каялись люди перед смертью? Во лжи, жадности, измене супругу, убийстве, взяточнистве, и невнимательности к семье.
Обычное положение тела в землю не может считаться обрядом. Действия должны быть общеприняты, наполнены эмоциями, ценностями, и действиями, которые повторяются и с точки зрения общины правильные. Только в этом случае возникает символическая нагрузка, которая и превращает обычное действие в ритуал. Но даже похороны менялись со временем.
В Средние века кладбища находились при церквях внутри города или деревни. К XVI веку церковь вынесли за пределы города, потом вернули обратно. Но когда именно надо хоронить? В немецких землях старались похоронить в день смерти. В Италии через три дня после.
Народные обряды похорон сильно отличались в зависимости от местности. Даже в одном регионе в зависимости от деревни могли быть отличия. Можно выделить ряд общих черт. Покойника в гробу клали на стол, пол или специальные подпорки в отдельной комнате. Никогда его не держали в помещении вместе с живыми. Выносить могли через пролом в стене, который делали намеренно и потом закладывали.
Мертвеца оборачивали в саван, белую ткань которую обычно покупали для похорон, но не хранили дома. Если покойник потом прославлялся как святой, то саван становился реликвией. И народ стремился получить от них хотя бы кусочек. Считалось что они могли исцелить больного, и саваном вытирали человека во время хвори.
Во время чумы такой порядок нарушался. Людей хоронили в общих могилах. Их закапывали или сжигали. Сборщики тел требовали плату за свою работу и были людьми низкого происхождения. Городские жители их не любили и могли открыто выражать свою неприязнь. Длительное время считалось что от чумы могут спасать цветы. Так в Декамероне описывается, как жители итальянских городов носили букеты перед лицом. Болезнь передается через миазы, верили в том время и пытались прикрыть лицо таким образом. После окончания чумы ставили чумные столбы как символ победы над болезнью.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и читайте другие статьи о культуре: