Хрущевку, в которой живут Черетаевы, начали расселять в 2018 году. Семья получила приглашение на просмотр новой квартиры, но предложение департамента городского имущества ей категорически не понравилось. Реновационный дом находится в полутора километрах от метро Юго-Западная, для пожилой женщины дорога растягивается на полчаса, а главная его проблема – в качестве отделки.
Описывая состояние новой квартиры, Ольга использует слово «караул»: «Там в стене у нас трещина, в ванной во всю стену трещина, на окнах трещина. Сама ванна не закреплена, со светом проблемы, на балконах нет ограждений. Протечки замазаны, но периодически проявляются».
По словам Дарьи, в квартире нужно переделывать практически все: покупать новую сантехнику, штукатурить стены, заделывать дырки, менять окна на балконе, покупать и клеить новые обои. Планировка, по ее словам, тоже ужасная: «Квартира по документам, вроде бы, на пару сантиметров больше нашей числится. Но по факту наша мебель туда не влезет, потому что там огромные выступы, из-за которых в комнатах не четыре, а пять-восемь углов».
Недавно Дарья встретила бывшего соседа, который переехал в реновационный дом, отдал миллион за ремонт и уже успел залезть из-за этого в кредиты: «Поменяли сантехнику – трещина в стене появилась. Трещину заделали – унитаз потек. Унитаз поменяли – на кухне сантехника полетела. Кухню сделали – ламинат вздулся».
Три года назад семья Черетаевых вступила с департаментом городского имущества в переговоры. Ольга настаивала на переезде в равнозначную квартиру в новом доме № 73 по проспекту Вернадского, в пяти минутах от метро – туда переселяли жителей соседнего квартала.
Осенью 2019 года чиновники прекратили склонять Ольгу к переезду в предложенную квартиру: правительство Москвы приняло постановление № 1465 , которое разрешает вольное применение критерия улучшенной отделки. Вскоре департамент городского имущества подал на Ольгу в суд.
После принятия постановления у департамента появились формальные основания для принудительного судебного выселения людей, не согласных на переезд в худшие условия.
Районный суд удовлетворил требования департамента, но отказал ему в том, чтобы немедленно выселить семью Черетаевых и лишить ее права обжаловать решение суда первой инстанции. После этого Ольга подала апелляционную жалобу, но Мосгорсуд оставил решение суда без изменения. Теперь предстоит заседание Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Если бы на время судебных споров Ольга заселилась в новую квартиру, это означало бы фактическое признание иска департамента городского имущества. Поэтому, пока спор не будет разрешен, семья Черетаевых имеет право жить только в своей хрущевке.
Несмотря на то, что судебный процесс отнимает у Черетаевых нервы и немалые деньги, семья продолжает бороться. Дарья объясняет: «Суды – это меньшие деньги, чем на ремонт. У нас соседи вот, говорю же, влезли в кредит, это миллион-полтора. И все равно у них продолжает что-то вылезать. Мы держимся, мы просто крепкие орешки».
Ольга поддерживает дочь: «А что нам остается? Мы за детей боремся, не просто же так, ради себя. Я не могу сказать, что я верю в то, что справедливость восторжествует».