Как известно, Касьян Михайлович является героем былины «Сорок калик». Сама же эта былина «Сорок калик» поднимает очень животрепещущую тему о злонамеренной клевете и невинно наказанных.
Сюжет былины «Сорок калик» таков. Калики-странники во главе атаманом Касьяном Михайловичем посещают княжеский двор в Киеве, где их встречает княжна Апраксия. Княжна Апраксия безуспешно решила соблазнить Касьяна, тогда она подложила ему в сумку любимую чашу ее мужа князя Владимира. Потом устраивают в его сумке обыск и находят чашу князя Владимира. Калики тогда зарывают Касьяна по плечи в землю. Как привезли эту чашу княгине Апраксии, так она сразу же заболела, слегла во великое гноище. И только после того как Касьяна выкопали, он опять пришел в киевский княжеский двор, его простили, он вошел в княжескую спальню вместе скнязем Владимиром и вылечил княжну Апраксию.
В мифологии такой сюжет не такой уж и редкий, когда одна женщина пытается соблазнить безуспешно одного мужчину, но так как ей это не удается, она обвиняет его незаслуженно в преступлении, которое он не совершал. Это напоминает сюжет всем известной египетской сказки «Два брата» про Анупа и Бата. В это сказке жена брата Анупы обвинила Бату, что он ее совратил и изнасиловал. В древнеиранской мифологии тоже есть персонаж, которого также ложно обвиняют в изнасиловании женщины, а точнее Сиявуш, сын Кей-Кавуса, которого обвинила его мачеха Судаба в своем ложном изнасиловании. Любопытно и то, что сама гибель Сиявуша опять же связана с ложным наветом, клеветой, и в плену. Опять же, на месте гибели Сиявуша, где пролилась его кровь вырастает цветок «кровь Сиявуша». Все это может указывать, что культ Касьяна Михайловича очень тесно связан с культом бога, «невинно осужденного», «невинно репрессированного», «невинно убиенного».
Считается, что былинному Касьяну Михайловичу соответствует христианский святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. И здесь в соответствии древнему образу преподобный Иоанн Кассиан Римлянин за что то должен быть осужден. В данном случае был осужден за п олупелагиа́нство. Если еще в древних поверьях образ Касьяна еще сохранился как «невинно осужденного», например в былинах, то уже в христианских поверьях это образ уже просто «осужденный», так как «наказание без вины не бывает». Поэтому бог не может наказать своего святого по ложному навету, он может наказать только «за дело», так как он все таки этого святого должен наказать, а с другой стороны святой должен сохранить статус святого. Вся это двойственность и отразилась на образе святого Касьяна.
Двойственность образа святого Касьяна, где он был наказан «за дело», как раз отразилась в различных народных легендах. Согласно одному народному поверью, святой Касьян был наказан за то, что не помог мужику вытащить воз на дороге, боясь испачкаться. За это ему служат молебен только раз в високосный год 29 февраля. В этой легенде как раз отображено два момента связанные с образом святого Касьяна. Первое, это связь с наказанием, а второе с его «чистоплюйством», боязнь «запачкаться», блюдением свой «чистоты». В итоге в народных поверьях святой Касьян был разделен на два образа, который был наказан «по делу» богом, и тот который наказывает «не по делу», так как он наделен «дурным глазом».
В русских народных сказках, святому Касьяну, как известно соответствует Кощей Бессмертный, где так же есть мотив наказания. В русской народной народной сказке «Царевна-лягушка» была наказана Василиса Премудрая превращением ее в лягушку. Это как раз напоминает болезнь великую гноищу былинной княжны Апраксии. В этой сказке Иван-царевич сжег ее лягушачью кожу, поэтому Василисе Премудрой пришлось продолжить свое наказание у Кощея Бессмертного. В сказке «Марья Моревна» уже сам Кощей Бессмертный пленен, а точнее наказывается в чулане, прикованный цепями. В этой сказке Иван-царевич сам нарушает запреты, отворяет чулан, видит нам подвешенного на цепях Кощея Бессмертного и сам его опаивает водой. После чего Кощей, напившись вдоволь водой, рвет цепи, вихрем вылетел из чулана, схватил Марью Моревну и унес ее к себе. Стоит отметить, что знаменитый шумерский бог Энлиль тоже был богом бурь, ветров.
Здесь возникает вопрос, а когда Кощей приобрел свое бессмертия. Анализ мифов, позволяет сделать вывод, что Кощей приобрел свое Бессмертие благодаря своему подвижничеству, после его ложного обвинения, обиженной на него женщиной. Но это приобретенное бессмертие имело и свой недостаток, так его смерть была размещена на дереве либо в виде яйца, либо в виде сердца на цветке кедра. Все это тесно связывает образ Кощея, как святого Касьяна с институтом подвижничества, более того, его воплощение, добровольного «наказания», а возможно наказания вообще. Здесь к примеру неслучайно, что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин основал в Марселе мужской и женский монастыри.