Приветствую вас друзья на канале Пилигримы 48-68 . Сегодня давайте поговорим об автомобиле ИЖ Ода 4х4 несправедливо забытом , но иногда попадающимся на дорогах нашей большой страны и до сих пор притягивающий к себе внимание . Мой друг Александр стал обладателем автомобиля ИЖ ОДА 4Х4 , с карбюраторным двигателем от ВАЗ 2106 . Зато трансмиссия самая свежая как говорится последний вариант . Было несколько вариантов . Разработкой и мелкосерийным производством полноприводных автомобилей ИЖ занимались давно , первые 4х4 появились на дорогах еще в 1995 году . Так что времени для проверки тех или иных технических решений у них было предостаточно. Конструкторы опробовали разные схемы компоновки устанавливали двигатели продольно и поперечно , делали заднюю подвеску независимой и оставляли штатный задний мост , использовали раздаточную коробку от НИВЫ , а потом сделали свою оригинальную . В результате появилась несложная полноприводная трансмиссия , пригодная для массового производства .
Задний мост родной от фургона ИЖ 2717 с передаточным числом главной передачи 4,22 . Карданный вал связывает его с раздаточной коробкой собственной разработки ижевских конструкторов . Здесь не обойтись без сравнения с аналогичным узлом от Нивы . Так вот , в отличие от нее в кабине ИЖ Оды нет рычагов управления трансмиссией понижающая передача в раздатке отсутствует , нет и ручного управления межосевой блокировкой . Это делается автоматически внутри очень компактной раздаточной коробки нашлось место дифференциалу повышенного трения Квайф , который заведует распределением крутящего момента по осям .
Еще одно отличие это отказ от Нивовской схемы связи раздатки с коробкой передач и , как следствие , преодоление ее недостатков . У ИЖ Оды обе коробки объединены . Такая конструкция обеспечивает необходимую жесткость и соосность валов . Заодно избавились от шарнира равных угловых скоростей , оставив лишь эластичную муфту и короткий промежуточный вал . Плюсы такого решения это высокая надежность , способность передавать больший крутящий момент, пониженный шум и вибрации . Между прочим передаточные числа усиленной коробки передач Омского производства изменены под полноприводную модификацию ИЖ Оды - первая , вторая , третья и пятая передачи короче чем у легкового ИЖ 2126 и это позволило разгрузить сцепление и улучшить тяговые возможности автомобиля .
От раздатки к передку тянется еще один карданный вал . Дальше закрепленный на подрамнике редуктор от ВАЗ 2121 , от которого через Нивовские же приводы с наружными шарнирами равных угловых скоростей ВАЗ 2108 крутящий момент передается на передние колеса . Вот собственно и вся трансмиссия . Вот такая вот солянка , но она хорошо адаптирована именно к ИЖ . Для вживления полного привода в легковой автомобиль потребовался минимум переделок . Даже передний подрамник крепится к лонжеронам в точках монтажа штатной поперечной балки .
Едет ИЖ 4х4 очень неплохо как на асфальте , так и на проселке . Временами ижевский проходимец даже вызывает чувство что едешь на полноценном внедорожнике.
Во время испытаний ИЖ 4х4 доказал , что силен в зимних номинациях . Там где четыре ведущих колеса действительно нужны .
Пока под колесами сухой ровный асфальт способности ИЖ Ода восторга не вызывают , машина как машина . Карбюраторный двигатель ВАЗ 2106 резвым разгоном не балует , в салоне шумно , ощутимо потряхивает жесткая подвеска , раздражает неудобный педальный узел , требуют повышенного внимания не слишком цепкие тормоза .
Что поделать, недостатки базовой модели перешли по наследству на полноприводную версию . По дороге с крейсерской скоростью около 90 км/ч вы провожаете взглядом обгоняющий поток автомобилей . Но вот начинается снегопад и вскоре вы замечаете , что из аутсайдера превратились в лидера . Окружающие тащатся 35–40 км/ч , а вы на ижевском полноприводнике , совершенно не напрягаясь поддерживает прежнюю скорость .
Похожая картина и в городе . Пока сухо , светофорные гонки вы чаще всего проигрываете . Мало того оценив расход топлива сопровождающий динамичную езду и вовсе перестаете играть в догонялки . Лишь тогда ИЖ 4х4 снова на вершине когда пойдут затяжные снегопады . Обладатели моноприводных автомобилей начинают буксовать уже при выезде со двора . Для них любая остановка грозит откапыванием или выталкиванием . Низкие легковые машины вязнут в глубоких колеях , то и дело цепляют днищем , порогами , бамперами и ломая их об снежную ледяную массу . Водитель полноприводной Оды от подобных неприятностей избавлен. Жесткие подвески уверенно справляются с надолбами , ямами , трамвайными путями . Лопату с собой можно не возить , она понадобится только при штурме бездорожья , а в городе крепко посадить ИЖ почти невозможно . Причем не только в городе, но и в заснеженной деревне .
Преодоление крепких мест не единственный конек автомобиля . На скользких покрытиях очень легко трогаться и разгоняться . В гололед те кто совсем недавно уезжал от вас играючи начинают откровенно мешать . Вы по прежнему не напрягаете двигатель , неспешно переключаете передачи , но то и дело утыкаетесь в корму очередного буксующего на старте автомобиля . Подобной прыти от невзрачной уральской машины как правило не ждут . Вот обиженный водитель иномарки высекает шипами искры пытаясь зацепиться за пятачок чистого асфальта . А вам стоит чуть сильнее нажать на педаль газа и он останется позади. А ведь полноприводник обут в недорогие отечественные покрышки , типа Кама 505 .
Много нового мы узнали об автомобиле в сильные январские морозы в этом году . Самое главное хорошо отрегулированный двигатель Ижа уверенно заводилсяся при низких температурах . Со второй или третьей попытки мотор оживал и в —25°С , и в —27° без каких либо подготовительных операций . Порадовал и быстрым прогревом до рабочей температуры . Причем никаких фанерок перед радиатором мы не устанавливали как говорится термостату помощь не потребовалась . Еще одно удивило нас это очень теплый салон . И спереди и сзади . Нам конечно повезло попался автомобиль с новым радиатором печки . Но все равно кто бы мог предположить , что простенький двухскоростной вентилятор да пара рычажков способны правильно распределить воздушные потоки .
За бортом трескучий мороз , а в нашем Иже»ногам тепло и все стекла прозрачные . Даже заднее оттаивает без включения обогрева . Завистливо оглядывается сосед по гаражу с заиндевевшей вазовской девяткой в сильные морозы у них сохраняет прозрачность лишь ветровое стекло .
Пожалуй, самый серьезный недостаток Оды 4х4 в холодную погоду это повышенный расход топлива . Едва ли не с каждым градусом понижения температуры аппетит у ИЖА растет . Объясняется это просто , в разветвленной трансмиссии загустевает масло . В начале поездки при переключении с первой передачи на вторую машина успевает потерять ход почти до полной остановки — настолько велико сопротивление смазки , утратившей подвижность . Лишь через 15–20 минут езды ИЖ начинает катиться нормально . Решили проблему заменой масла на качественную синтетику . Так же добавили в масла присадки ведь автомобиль не новый .
А так же поменяли масло в двигателе и соответственно все фильтра . Советую всем после покупки автомобиля с рук менять все фильтра и жидкости , ведь редко кто перед продажей вам будет менять масло , одни только разговоры .
Есть и обратная сторона . Надо признаться что полноприводник расслабляет водителя , порождает чувство вседозволенности . Но не стоит забывать что на скользких дорогах этим автомобилем легко управлять до тех пор пока он уверенно цепляется за покрытие . Превысите разумную скорость или совершите чересчур резкий маневр и ваш автомобиль превратится в неуправляемый снаряд . В предельных режимах снос или занос для укрощения ИЖа 4х4 потребуется богатый арсенал как переднеприводных , так и классических контраварийных приемов . Если вы не уверены что владеете ими в совершенстве , то не превышайте скоростной режим и входя в поворот сбрасывайте скорость преждевременно .
То же самое относится и к проходимости . Высокая посадка , внушающие уважение возможности полноприводной трансмиссии с автоматической межосевой блокировкой не должны обманывать вас . ИЖ все таки не полноценный вседорожник , а легковой автомобиль на четырех ведущих колесах . Посмотрите какой дорожный просвет и зазоры под самыми нижними точками у обычной и полноприводной Оды , они все одинаковые . Вот пороги у ИЖа 4х4 расположены выше на 6–7 сантиметров . За них можно не волноваться , а значит посадить машину на задний мост не так уж и сложно .
Моему другу попался вполне достойный автомобиль с небольшим пробегом и одним хозяином . Искали Ниву но за 70000 тысяч рублей более менее живого не попадалось , а покупка ИЖа получилась спонтанной . Ради интереса заехали поглядеть , ну и понравился и Санек купил . Помню в 2001 - 2002 году Ваз 21010 десятка стоила 186000 тысяч рублей , я позвонил в салон новый ИЖ ОДА 4х4 стоил 220000 тысяч рублей . Жаль что все закончилось так печально , ведь неплохой был автомобиль и задумки конструкторов даже на сегодняшний день как говорится в тренде .
Спасибо что вы с нами на канале Пилигримы 48-68 . ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ . До новых встреч .