Требование, предусмотренное п. 1 ч.1 ст. 31 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ), устанавливается в тех случаях, когда лицо осуществляющее поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, должно иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации определенный разрешительный документ. Более того, сам документ либо его копия в большинстве случаев включается участником закупки в составе заявки.
Аналогичное требование устанавливается при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В большинстве случаев необходимость наличия у лица, осуществляющего тот или иной вид деятельности, лицензии предусматривается Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон №99-ФЗ).
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Закон №99-ФЗ, внесенные федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее – Закон №478-ФЗ). Согласно указанным изменениям лицензии на осуществление отдельных видов деятельности будут выдаваться в электронной форме.
По сути произошел переход к "реестровой модели" лицензирования, когда вместо лицензий в бумажной форме, вносятся записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий.
Доступ к указанному реестру безвозмезден, открыт и общедоступен. А тем, кому потребуется подтвердить наличие лицензии могут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа. Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.
Поскольку доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных, можно предположить, что участникам закупок будет вполне достаточно предоставить сведения о записи в реестре лицензий в произвольной форме. В последующем комиссия по закупкам сможет проверить предоставленную информацию обратившись в реестр лицензий в сети «Интернет». Вместе с тем, надо учитывать, что в составе заявки на участие в конкуре, аукционе или запросе предложений должен быть представлен именно документ или его копия для подтверждения соответствия участника закупки требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. В связи с чем до внесения соответствующих изменений в Закон №44-ФЗ без документов либо их копий не обойтись.
На переходный период установлены следующие правила:
- записи в реестрах лицензий, внесенные до 01.01.2021г., подлежат приведению в соответствие с изменениями до 1 января 2022 года.
- лицензии, выданные до 01.01.2021г., подтверждают наличие у лицензиата лицензии на 01.01.2021г.
В связи с указанными изменениями возникает вопрос о том, какие документы запрашивать от участников закупок для подтверждения наличия лицензии, поскольку ранее выданные лицензии подтверждают наличие лицензии на 01.01.2021г., а для допуска заявки участник должен подтвердить наличие лицензии на дату подачи заявки. Весьма спорная формулировка ч. 3 ст. 13 Закона №478-ФЗ потребует дополнительной проверки в судебной и административной практике. Вместе с тем, было бы крайне странным то, что лицензии, выданные до 01.01.2021г.. и не включенные в реестр лицензии, прекратили бы свое действие. Безусловно такого допустить невозможно, ведь тогда многие лишатся права заниматься лицензируемым видом деятельности только из-за того, что не подошла их очередь быть включенными в реестр лицензий. Работа по наполнению реестра лицензий, согласно переходным положениям, растянется на весь 2021 год, а может быть этот срок еще придется продлевать.
На данный момент можем предположить, что к документам, подтверждающим соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, относятся:
- копия действующей лицензии (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021)
- и/или выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».
Указанный вывод сделан на основании анализа нормативно-правовых актов и в связи с отсутствием судебной и административной практики не может быть окончательным.
Сводная информация о государственных реестрах лицензий:
лицензирование геодезической и картографической деятельности;
лицензирование на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах и лицензирование деятельности по производству и реализации защищённой от подделок полиграфической продукции;
лицензирование в сфере здравоохранения;
лицензирование в сфере образовательной деятельности;
лицензирование деятельности по тушению пожаров и монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
лицензирование в промышленной сфере;
лицензирование в области в связи;
лицензирование в сфере обращения с отходами;
лицензирование в сфере банковского и финансового сектора;
лицензирование в области использования атомной энергии, промышленной безопасности, маркшейдерских работ, эксплуатации опасных объектов и взрывчатых материалов;
лицензирование в области охраны;
лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия;
лицензирование в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных 1-2 групп патогенности, а также деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
лицензирование в сфере ветеринарии;
лицензирование деятельности в сфере защиты информации.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы быть в курсе последних новостей в сфере закупок.
Предлагаем ознакомиться с другими материалами:
Разработана инструкция по расчету НМЦК товаров для учета квотирования по 44-ФЗ;
Изменился код КВР для учета коммунальных услуг;
Разобрали изменения в закупке услуг монополистов по 44-ФЗ.