Найти в Дзене
Джесси Джеймс

О том, как Джон Уэйн снимался в сериалах

После того, как кинокомпании Фокс и Каламбия буквально выпихнули Джона Уэйна на улицу в объятия Великой Депрессии, он оказался на грани того, чтобы отказаться от профессии актёра. Помог агент Эл Кингстон. В декабре 1931-го года он свёл Уэйна с владельцем студии Mascot Натом Левиным.
Нат Левин
Нат Левин начал успешный бизнес по производству фильмов категории Б в 1927-м году. Но что дало его

После того, как кинокомпании Фокс и Каламбия буквально выпихнули Джона Уэйна на улицу в объятия Великой Депрессии, он оказался на грани того, чтобы отказаться от профессии актёра. Помог агент Эл Кингстон. В декабре 1931-го года он свёл Уэйна с владельцем студии Mascot Натом Левиным.

Нат Левин
Нат Левин

Левин начал успешный бизнес по производству фильмов категории Б в 1927-м году. Но что дало его студии реально подняться – это рост интереса аудитории к киносериалам. Именно на их изготовлении сосредоточилась Mascot в 1930-е. Киносериал представлял собой историю, разбитую на части хронометражем около 20 минут, каждая из которых оканчивалась сюжетным “крючком”. Нат Левин был отличным организатором: он умел внедрять оптимальные процессы, быстро принимать решения и подбирать нужных людей. Стандартный бюджет сериала Mascot из 12 эпизодов составлял 40000 долларов, а съемки длились 21 день – на неделю меньше, чем на других студиях.

Уэйн был не в том положении, чтобы отказываться от сотрудничества. Как только он подписал контракт, Нат Левин сказал, что заедет за ним завтра в 4 утра. Актёр не знал в каком сериале ему предстоит сниматься и кого играть, но сумму 2000 долларов за три сериала он не мог упустить. Утром у двери Уэйна остановился “Паккард” главы студии. Рулил шофёр, а Уэйн и Левин стали общаться на заденем сидении.

Речь шла о киносериале “Тень орла” (The Shadow of Eagle ), в котором загадочный преступник по имени «Орел» и его банда крутых парней на самолётах выписывают пируэты в небе, угрожая пятерым бизнесменам местью за их прошлые проступки. Персонаж Уэйна - Крейг Маккой - и его товарищи по цирку - карлик, силач и чревовещатель - пытаются раскрыть личность «Орла». Очертив в общих чертах планы на сегодняшний день, Нат Левин передал актёра в руки режиссеров.

Постер "Тень орла"
Постер "Тень орла"

Это было обычной практикой Mascot , когда сериал снимали двое. Мало того, что это добавляло надёжности процессам, это также сокращало сроки. Один режиссер снимал интерьеры, второй натурные сцены в одно и то же время. А актёры перемещались между съемочными площадками согласно чётко продуманному вызывному листу. Над “Тенью орла” работали Форд Биби и Ривс Исон. Первый начинал в немом кино как сценарист, и мог налету сочинять или править сценарий. Последний когда-то выступал в родео, был большим поклонником стремительного действия, поэтому обычно отвечал за съемку трюковых и боевых сцен.

Кадр из сериала "Тень орла"
Кадр из сериала "Тень орла"

За исключением титров, в сериале не было музыки - слишком дорого. В большинстве натурных сцен вообще звук не записывали, а накладывали при монтаже, если считали нужным. Это неплохо экономило компании деньги, потому что звуковое оборудование арендовали лишь для интерьеров. Большую часть кадров снимали с первого дубля. Второй и третий – считались исключениями.

Уэйн попал в совершенно иной мир кино, чем тот, к которому он привык. Здесь актёров выжимали до нитки. Приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. Вспомогательного персонала было очень мало. Даже декорации приходилось двигать исполнителям ролей. Можно сказать, это было дно Голливуда.

Кадры из сериала "Тень орла"
Кадры из сериала "Тень орла"

Актерский состав “Тени орла” примечателен только присутствием Якимы Канутта, который впоследствии станет величайшим американским каскадером. Свое имя – Якима – он получил, выступая в многочисленных родео как “Ковбой из Якимы”. В 1931-м году он женился и отчаянно нуждался в деньгах. Нат Левин был его регулярным работодателем, для которого он исполнял обязанности постановщика трюков и дублёра-каскадёра. Якиме платили по 50 долларов за эпизод сериала. Чтобы подработать чуть больше, Канутт попросил какую-нибудь роль в “Тени орла”. Нат Левин дал ему сыграть Бойла, одного из негодяев.

Канутт знал, что ему предстоит дублировать Уэйна. Канутт спросил своего друга Бада Осборна, который уже работал со звездой, каким тот является человеком. «Он тебе понравится», - сказал друг. «Он действительно великолепен. А когда дело доходит до розыгрыша, он даст фору многим, даже тебе».

В своих мемуарах Якима Канутт писал:

«В первый день съемок Бад представил мне Уэйна, и тот оказался очень дружелюбным; сказал, что рад, что я собираюсь дублировать его, потому что много слышал обо мне хорошего. Кажется, он знал всё о моих достижениях в родео, а также мои трюковые работы.
Я решил проверить утверждение Бада о том, что Уэйн нормально относится к розыгрышам, и на второй день я попросил друга сказать Уэйну, что я тайный осведомитель Ната Левина. Когда Бад говорил об этом ему, я стоял рядом, делая записи в маленьком красном блокноте. Я заметил удивленный взгляд Уэйна, а затем он недоверчиво покачал головой.
Чуть позже я подошел к нему и спросил, как дела. Он просто посмотрел на меня и ничего не ответил. Я достал пачку сигарет и предложил ему одну. Он взглянул на меня с отвращением и сказал: «Нет, спасибо», и ушел.
Я продолжал розыгрыш в течение недели, а потом попросил Бада и еще одного актера позвать Уэйна за декорации, чтобы глотнуть спиртного. Я вышел из-за угла, как только Уэйн оторвал бутылку от губ; затем он увидел, что я смотрю на часы и делаю пометку в блокноте. Это был максимум, чего он мог вынести, и он взорвался. Я бежал со всех ног, а как только смог, я заставил Бада сказать Уэйну, что всё было в шутку. Уэйн просто рассмеялся, хотя разыграли именно его. Позже он сказал мне: «Я рад, что это была просто шутка, Як, но ты очень рисковал''. После этого мы всегда пытались перещеголять друг друга в розыгрышах, и никогда не скучали, когда были вместе на съемках."
Якима Канутт
Якима Канутт

Уэйн вспоминал, что общие проблемы актеров малобюджетного кино скрепили его дружбу с Кануттом. Однажды съемочная группа работала до полуночи в студии, затем на 5 утра были запланированы съёмки в каменоломне в долине Сан-Фернандо. У Уэйна не было машины, и автобусы не ходили так рано, поэтому он попросил Левина о помощи. Левин дал ему кабриолет Chevy с советом доехать до дома и поспать несколько часов. Актер сразу поехал на место съёмок. Когда Уэйн добрался до каменоломни, было еще темно, но один человек уже был на месте и развел костёр. Уэйн подошел и опустился на колени у огня, чтобы согреться. «Провести здесь остаток ночи не займет много времени», - сказал Якима. После этих посиделок у костра между ними завязалась крепкая дружба.

Уэйн и Канутт считали, что на тех съёмках они изобрели технику реалистичной экранной драки. «Вы смотрите другие фильмы того периода или ранее, и видите, как эти парни бьют друг друга по плечам, - писал Канутт, - и это никогда не выглядит натурально. Что мы с Уэйном сделали, так это выработали способ стоять под определенным углом к камере и наносить удары в лицо, просто промахиваясь, так что на плёнке казалось, что кулак его касается. Я бы сказал, что никто когда-либо не был в состоянии изобразить кулачный бой на экране так же хорошо, как Уэйн, даже когда он стал старше».

Весной 1932-го года Уэйн снялся во втором сериале, который носил название “Три мушкетера” ( Three Musketeers ). Это была не костюмированная драма, как вы могли бы подумать. От Александра Дюма в сериале осталось только название и то, что главных героев трое плюс Д’Артаньян, т.е. Том Уэйн – пилот в исполнении Джона Уэйна.

Постер “Три мушкетера”
Постер “Три мушкетера”

По сюжету Французский иностранный легион сражался с мародерствующими арабами. Три солдата и Том Уэйн искали главного злодея, чтобы положить конец его бесчинствам.

Среди актеров «Трех мушкетеров» были звезды немого кино Джек Малхолл, Уильям Десмонд, Рэймонд Хаттон и будущая звезда фильмов категории Б Лон Чейни-младший, работавший под его настоящим именем Крейтон Чейни. Л еди Уэйна была Рут Холл, которая позже вышла замуж за известного оператора Ли Гармеса.

Кадр из сериала “Три мушкетера”
Кадр из сериала “Три мушкетера”

Также одним из актёров был Ной Бири-младший, который в 1979 году вспоминал: «Дюк был отличным парнем, с которым можно было работать и работать. Он всегда оказывался на съемочной площадке вовремя. А это было сложно. Мы снимали в пустыне Мохаве, где днем было сто двадцать градусов жары [49 по шкале Цельсия]. У нас было два режиссеры [Арман Шефер и Колберт Кларк], которые снимали разные сцены, а Дюк постоянно перемещался от одного к другому. У нас никогда не было много диалогов, практически одно действие, но я считаю, что именно в сериалах Mascot Дюк действительно начал понимать, как работать перед камерой, и как двигаться. "

В середине 1932-го года Эл Кингстон добыл для Уэйна еще один контракт. Студия братьев Уорнер собиралась запустить цикл вестернов категории Б и искала исполнителя главной роли. Стройный и крепкий Уэйн понравился продюсеру Леону Шлезингеру. Заключили сделку на 1500 долларов за фильм и 6 лент в течение года. Для Уэйна это стало первым подъёмом после долгого падения.

Но у него еще оставались обязательства по отношению к студии Mascot . И он снялся в третьем сериале, который носил название «Ураганный экспресс» ( The Hurricane Express ). Это была трюковая драма о соперничестве между железной дорогой и воздушно-транспортной компанией, в которой активно действовали поезда, самолеты и автомобили. Джон Уэйн играл пилота Ларри Бэйкера, который разыскивает убийцу своего отца.

Рекламный кадр из сериала «Ураганный экспресс»
Рекламный кадр из сериала «Ураганный экспресс»

Нат Левин экономил на всём. Кадры с падающим самолётом в новый сериал попали из “Тени орла”. Вообще было задействовано три разных самолёта, которые изображали один и тот же аэроплан. На монтаже никого не смутило, что на склейках одномоторный биплан превращается в двухмоторный моноплан и обратно.

Постер «Ураганный экспресс»
Постер «Ураганный экспресс»

Одной из основных локаций была железнодорожная станция в Саугусе, к северу от Лос-Анджелеса. Во время съемок рядом у дороги бродяга варил тушеное мясо. Пахло хорошо, поэтому Уэйн подошел и позавтракал с ним. Канутт позднее вспоминал, что те, кто это видел "получили от зрелища удовольствие". В какой-то момент действие сериала переместилось в каньон Бронсон, примерно в миле от Голливуда. Здесь двадцать пять лет спустя Уэйн исполнил значительно более эмоциональную сцену, чем что-либо в «Ураганном экспрессе»: кульминацию «Искателей» ( Searchers , 1956).

Первые два сериала Mascot с Уэйном вышли в 1932-м году, а третий в 1933-м (последним был снятый вторым “Три мушкетера”). Именно благодаря им он стал кумиром мальчишек. А вестерны студии Уорнеров укрепили его репутацию и сделали узнаваемым ковбоем фильмов категории Б.

(с) Свен Железнов

Если вам нравятся фильмы с участием Джона Уэйна ставьте лайки!

Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures

Также читайте:

Почему Джон Уэйн избегал студию Columbia Pictures?

Эпический провал широкоформатного вестерна: "Большая тропа" (1930)

В каком фильме Джон Уэйн впервые получил роль со словами?

В каком фильме впервые снялся Джон Уэйн?

3 случая, когда кинокарьера Джона Уэйна могла закончиться, так толком не начавшись