Невзирая на довольно почтенный возраст, а первый полет советского стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 состоялся почти семь десятков лет назад (12.11.1952 г.), самолет, получивший в справочниках Североатлантического альянса имя « Bear », и сегодня в боевом строю. Причем это не дань уважения ветерану, которое им, несомненно, заслужено. Ту-95, разработанный когда-то в качестве средства ядерного сдерживания и достижения паритета с США в качественном составе авиапарка стратегического крыла, и в XXI веке успешно выполняет широкий круг боевых задач. Но главной «заслугой» «Медведя» большинство военных историков считают, ни много, ни мало, а предотвращение ядерной войны между СССР и США, реальная угроза которой возникла в пятидесятых годах прошлого века. Не случайно Ту-95 позиционируется в качестве одного из характерных символов «холодной войны», сыгравшего в ее ходе одну из ключевых ролей.
Ключевой причиной возникновения необходимости в создании летательного аппарата, способного не только нести ядерные боеприпасы, но и доставлять их на значительные расстояние стало нарушение паритета в сфере ядерных вооружений, возникшее в середине XX века между основными геополитическими игроками – Советским Союзом и Соединенными Штатами.
Разработанная американскими ученными и испытанная в августе 1945 года на жителях японских городов Хиросима и Нагасаки атомная бомба, предоставила в распоряжение руководства США совершенно новый вид оружия массового поражения, которого не было у СССР. С точки зрения американского военно-политического руководства оно должно было стать реальной возможностью уничтожения Советского Союза, который с момента своего возникновения позиционировался Соединенными Штатами исключительно в качестве своего главного врага.
Уже в конце победного 1945 года на стол президента Трумэна лег документ, не оставлявший сомнений в истинных намерениях американской военно-политической верхушки:
« Строго конфиденциально.
4 декабря 1945 года, Вашингтон.
Президенту США, Гарри С. Трумэну .
Для достижения быстрейшего воздействия на наступательные возможности Советского Союза, ограниченные воздушные удары с применением атомных бомб, должны быть сконцентрированы на 20 городах. В их числе: Москва, Ленинград, Новосибирск, Горький, Баку, Ташкент, Тбилиси, Челябинск и Омск, где сосредоточено основное военное производство.
Председатель ОКНШ (Объединенного Комитета Начальников Штабов),
адмирал флота Уильям Д. Легги . »
Примечательно, что Стратегическое Авиационное Командование Соединенных Штатов в тот период времени (1946-1947 гг.) располагало солидным (порядка 150 машин) флотом дальних бомбардировщиков B -29 и примерно таким же количеством межконтинентальных стратегических турбореактивно-поршневых бомбардировщиков B -36, способных нести ядерные боеприпасы и дислоцированных на авиабазах, географическое положение которых позволяло наносить бомбовые удары по территории Советского Союза.
Советский авиапарк дальних бомбардировщиков состоял на тот момент из самолетов Ту-4, являвшихся копией американских B -29 и не обладающих межконтинентальной дальностью полета (5100 км).
Естественно, что политическое и военное руководство советской страны не могло мириться с таким положением дел и уже в сентябре 1949 года ОКБ Андрея Николаевича Туполева, выполняя требования Постановления Совета Министров СССР №3929-1608 приступило к созданию опытного тяжелого бомбардировщика, способного перемещать ядерные боеприпасы на межконтинентальные расстояния. Проект получил шифр «85». В начале 1951 года головной летательный аппарат вышел на стадию заводских испытаний, однако уже к концу того же года программу признали бесперспективной и свернули.
Анализ шедших в это время на Корейском полуострове боевых действий, отличающихся интенсивным применением авиации, показывал, что летательные аппараты, использующие силовые агрегаты поршневого типа, перестают удовлетворять перманентно возрастающим требованиям, предъявляемым к современным боевым самолетам.
Аналогичные выводы были сделаны и учеными, осуществляющими свою деятельность по ту сторону океана, что выразилось в ускоренном вводе в эксплуатацию реактивного B -47 и форсировании разработок нового стратегического турбореактивного бомбардировщика B -52, призванных заменить B -29 и B -36 соответственно.
Возрастающая боевая мощь стратегической авиации вероятного противника требовала от руководства Советского Союза адекватного ответа. Одной из составляющих такого ответа стало создание реактивного бомбардировщика Ту-16, способного по кратчайшему пути достигать территории Соединенных Штатов Америки. Самолет мог доставлять на дальность 5640 километров боевую нагрузку, состоящую из 9000 кг авиабомб и двух крылатых ракет. Конструкция этого бомбардировщика оказалась настолько успешной и универсальной, что послужила основой для более чем ста модификаций гражданских и военных самолетов.
Продолжающиеся, но не отличающиеся особыми успехами, боевые действия подразделений армии США на Корейском полуострове, стали поводом для очередного поиска виновных. Неудивительно, что политическое и военное руководство Соединенных Штатов обратило свой взор в заранее известном направлении – в сторону СССР. В очередной раз «назначив» страну Советов, действительно оказывавшую материальную и военную помощь корейским и вьетнамским оппонентам «Дядюшки Сэма», главным виновником всех своих бед и несчастий. Что, в свою очередь, инициировало создание в аппарате Президента Трумэна беспрецедентного документа:
«Строго конфиденциально.
27 января 1952 года.
Вашингтон.
Государственному секретарю США.
Правильным решением теперь был бы ультиматум, извещавший Москву, что мы намерены разрушить все базы в Маньчжурии… Это означает всеобщую войну.
Это означает, что Москва, Ленинград, Мукден, Владивосток, Пекин, Шанхай, Порт-Артур, Дайрен, Одесса, Сталинград и все промышленные предприятия Китая и СССР будут стерты с лица Земли. Это – последний шанс для советского правительства решить, заслуживает ли оно того, чтобы существовать или нет.
Президент США Г. С. Трумэн.»
Фактором, придававшим 33-му президенту Соединенных Штатов уверенность в разговоре с Советским Союзом с позиции силы, стало значительное превосходство в количестве ядерных боеприпасов, находящихся на вооружении национальной армии. Американцы располагали четырьмя с половинами сотнями ядерных боевых зарядов, против двух с половиной десятков, имевшихся в распоряжении СССР.
Реакция Советского правительства на столь агрессивные намерения заокеанских «ястребов» была молниеносной. Несмотря на то, что уровень развития советской стратегической бомбардировочной авиации едва достиг уровня, сопоставимого с уровнем США второй половины сороковых, ведущие конструкторские бюро СССР в срочном порядке сворачивают программу создания тяжелого бомбардировщика с поршневым силовым агрегатом и в авральном режиме переходят к проектированию стратегического бомбардировщика с турбовинтовыми (турбореактивными) двигателями, способного нести на борту ядерные боеприпасы. Таким самолетом стал Ту-95. Его появлению способствовало несколько ключевых факторов:
· появление инновационных подходов к компоновке тяжелого самолета, летающего на околозвуковых скоростях, и комплексу его основных параметров и характеристик;
· формирование представителями Военно-Воздушных Сил принципиально новых требований к стратегическому самолету-носителю ядерного вооружения;
· создание на базе турбовинтовых силовых установок современных двигателей, отличающихся сочетанием высокой мощности с превосходной экономичностью.
Существенное усиление средств противовоздушной обороны, характерное для конца сороковых-начала пятидесятых годов прошлого столетия, в сочетании с принятием на вооружение армий ведущих мировых держав трансзвуковых истребителей-перехватчиков, имеющих в составе бортового вооружения эффективные радиолокационные станции, сделало использование самолета-носителя, скорость которого не превышает 600 км/ч, мягко говоря, бесперспективным. Кроме того, скорость стратегического бомбардировщика должна была стать сравнимой со скоростью перехватчиков, состоящих на вооружении сил противовоздушной обороны вероятного противника. И, в заключение, степень выживаемости экипажа, в первую очередь, зависела от скорости выхода самолета-носителя ядерного боеприпаса из зоны поражения.
Ранние этапы проектирования Ту-95 предусматривали рассмотрение различных сочетаний турбовинтовых и турбореактивных силовых установок, однако победу одержали сторонники винтовой концепции. «Медведь» изначально разрабатывался с системой обеспечения дозаправки топливом в воздухе, что увеличивало дальность полета до фантастических для того времени значений: около 18 000 километров при одной дозаправке и 32 000 километров – с несколькими.
В результате усилий советских ученых и конструкторов первый опытный образец, получивший индекс «95-1», поднялся в воздух уже в ноябре 1952 года. Он стал единственным в истории мировой авиации самолетом такого класса, использующим турбовинтовые силовые установки. Его уникальные технические и эксплуатационные характеристики (максимальная дальность полета – 12 000 километров (без дозаправки в воздухе) ; максимальная боевая нагрузка – 12 000 килограммов авиационных боеприпасов, включая крылатые ракеты с ядерными боевыми частями и атомные бомбы), позволяющие не только достигать территории Соединенных Штатов Америки, но и гарантировать возвращение самолета-носителя на базу, обеспечили очередной этап эволюции советской стратегической авиации и свели на нет притязания американских «ястребов» на мировое ядерное господство. А в сочетании с принятием на вооружение Советских Вооруженных Сил наземной баллистической оперативно-тактической ракеты «Р-2» (8Ж38) резко, практически до нуля, снизило желание руководства США и НАТО попробовать свои силы в воздушной войне с Советским Союзом.
Ту-95 в авиации XXI века
Почтенный возраст стратегического бомбардировщика, получившего от американцев очень меткое и чрезвычайно приятное русскому уху название «Медведь», не мешает ему оставаться самым частым гостем, представляющим российские Военно-Воздушные Силы в нейтральном воздушном пространстве.
Нахождение боевых машин этого типа в прекрасном техническом состоянии, обладание более чем достаточным эксплуатационным ресурсом в сочетании с высокой степенью экономичности стало ключевой причиной стабильного использования Ту-95 для слежения за группами боевых кораблей вероятного противника. Кроме того, он по-прежнему высокоэффективен в качестве средства демонстрации сил на стратегически важных направлениях. «Медведи» регулярно выходят на дистанцию визуального, в том числе и внезапного, контакта с ударными авианосными группами Военно-Морских Сил Североатлантического альянса.
Эксплуатационная простота и высочайший уровень надежности позволяют Ту-95 оставаться в боевом строю спустя почти семьдесят лет после своего первого полета. Принятие на вооружение самого совершенного на сегодняшний день сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160 (по коду Североатлантического альянса - Blackjack ) практически не изменило роли «Медведя» в стратегическом крыле дальней авиации ВКС России. «Белый лебедь», а именно такое название получил Ту-160 среде авиаторов, требует весьма дорогостоящей инфраструктуры, способной обеспечить его качественное обслуживание. Поэтому перспектива «служебного роста» Ту-95, получившего современное вооружение и оборудование, безоблачна, по крайней мере до сороковых годов текущего столетия.
Убеленному сединами советско-российскому «Медведю» принадлежит несколько мировых рекордов скорости и дальности полета. Однако главным рекордом этого самолета, на мой взгляд, следует считать его боевое долголетие.
До недавнего времени наши заокеанские «партнеры» считали Ту-95 лишь инструментом ядерного сдерживания, предназначенным для нанесения ядерных ударов в случае возникновения глобального военного конфликта. Однако участие ВКС России в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики показало ошибочность выводов американских военных экспертов.
Удары крылатыми ракетами Х-25, нанесенные «Медведями» в ноябре 2015 года по позициям формирований Исламского государства (организация запрещена на территории Российской Федерации), стали неприятным сюрпризом, как для самих боевиков, так и для их заокеанских кураторов. Год спустя был нанесен еще один ракетный удар самолетами Ту-95, находящимися над акваторией Средиземного моря, пришедшийся по базам этой террористической группировки. В июле 2017 года ракетный удар, выполненный «Медведями», накрыл базу, на которой располагалось командование ИГ. Причем пуск ракет был произведен на дальности равной одному километру, что практически исключало возможность любого противодействия со стороны противника.
Очевидно, что использование стратегического бомбардировщика, разработанного в пятидесятых годах прошлого века, не утратило актуальности и в век повальной роботизации и компьютеризации. Они успешно занимают свою нишу на современных театрах военных действий, одинаково успешно выполняя боевые задачи в условиях гибридных войн и локальных военных конфликтов. Эффективной замены матерому «Медведю» нет, да и задача по ее созданию не стоит, поскольку ТУ-95 по-прежнему на высоте.