Биография и жизненные приключения Лу Саломе описаны самым подробным образом множеством персонажей из числа пишущей братии. Несколько лет назад сняли биографический художественный фильм о ней. А сорок лет назад, известная режиссёр Лилиана Кавани сняла фильм о периоде её отношений с Ф. Ницше - "По ту сторону добра и зла". Был еще фильм "Когда Ницше плакал". В общем образ этой неординарной женщины привлекал и привлекает внимание до сих пор.
Уроженка российской империи, выпускница лучшей школы в Санкт-Петербурге - Петришуле, дочь генерала, Луиза фон Саломе, девятнадцать лет своей жизни прожила на родине. Считала себя русской и просила называть себя Лёлей. Но уехав слушать университетские лекции в Швейцарию в 1880 году, не считая пары вояжей с Рильке по русским городам, фактически перестала быть связанной с исторической родиной.
С этого года начались её европейские приключения, и стала рождаться слава необычной женщины, пленящей сознание великих умов своего времени. И действительно, мало кому из женщин того времени удалось таким вероломным ураганом пройтись по судьбам гениев и неординарных личностей.
Первым пал к её ногам голландский пастор Гийо, влюбившийся в неё без памяти, и сделавший ей предложение, когда Лу было 17 лет. Это было еще в Петербурге. Опрометчивый шаг Гийо послужил причиной страданий длинной череды мужчин, которые будут испытывать восторг от духовной близости с этой девушкой и отчаяние от её телесной холодности.
Вскоре Лу знакомится с философом Паулем Реё и великим Фридрихом Ницше, и начинает жить с ними двумя в весьма высоких отношениях: лишая их возможности телесной близости, но разрешая питаться её интеллектуальной составляющей. Эта странная, дружественная троица часто появляется в разных местах Европы, ввергая в недоумение пуританское общество. Оба философа просили руки Лу, и оба получили отказ.
Девушка предлагает Паулю Реё проект создания своеобразной коммуны с целомудренным житием, в которую бы входили молодые люди обоих полов, желающие развивать своё образование. Она предлагает снять дом, где у каждого была бы своя комната, но у всех — общая гостиная для бесконечных бесед. Проект коммуны не осуществился.
Ницше был покорён интеллектом Лу, считал что она самая умная из всех встреченных им людей и, говорят, использовал её черты в своём "Заратустре". Примерно в это время 21-летняя Саломе фотографируется вместе с Реё и Ницше, запряженными в повозку, которую она погоняет кнутом. Считается что этот снимок срежиссировал Ницше, который сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя неистовую, русскую Лу - то своим добрым гением, то "воплощением абсолютного зла".
Через несколько лет Лу Саломе всё же выходит замуж за университетского учёного Фридриха Карла Андреаса, который спровоцировал брак несколькими попытками суицида на глазах своей возлюбленной и буквально заставил её стать его женой. Лу пошла на этот шаг, опять же объявив своему будущему мужу, что их будут связывать только платонические отношения. Лу становится Луизой Андреас-Саломе.
И стоит сказать, супруги сдержали свои договорённости. На протяжении 43 лет последующего брака они ни разу не вступили в сексуальные отношения. При этом в их доме в последствии жили многие другие мужчины Лу.
История с Ницше и Реё утихала небыстро. Оба философа, прилично опустошённые ей, были ей всё же оставлены, и их ждал трагический финал жизни. Ницше как известно сошёл с ума, а Пауль Реё погиб при невыясненных обстоятельствах в Альпах. По некоторым источникам считалось что он свёл счёты с жизнью бросившись со скалы.
Вскоре Лу решила покончить со своей девственностью, и раскрутила маховик любовной страсти. Это произошло когда ей исполнилось 30 лет. У Лу появилась целая свита любовников, среди которых особенно выделялись политик Георг Лидебур и известный писатель Франк Ведекинд.
Несмотря на неоднократные предложения руки и сердца она никогда не помышляла о разводе, и всегда первая бросала мужчин.
Когда Лу исполнилось 36 лет у неё начался бурный роман с Р.М. Рильке, который был её моложе на 15 лет. Она учит Рильке русскому языку, погружает в мир Достоевского, возит в Россию. Как и многие другие возлюбленные Лу, живёт с ним и Андреасом в их доме. Через четыре года Лу уходит от поэта, так как он так же, как и многие её любовники до него, хотел, чтобы она подала на развод.
Следующим в списке известных личностей столкнувшихся с ней был Зигмунд Фрейд. Лу Саломе была увлечена психоанализом, сама его практиковала, работая с пациентами. Написала известную книгу, выдержавшую пять переизданий "Эротика". Отношения её с Фрейдом так и остались до конца загадкой. Видимо чары уже немолодой женщины к 1910 году поиссякли. Она не водила Фрейда как козла на поводке, хотя безусловно очаровала. Они становятся друзьями на следующую четверть века.
С 1914 она начинает работать с больными используя идеи психоанализа, оставив ради науки беллетристику, которой было написано немало. После Лу пишет исключительно научные статьи. Её жизнь окончилась уже в фашистской Германии в 1937 году.
***
Лу Саломе прожила длинную и насыщенную любовными приключениями жизнь, став, в конечном счете ученицей З. Фрейда. Вдохновившись ею, отец психоанализа разработал теорию нарциссизма, от которой уже отталкивались последующие исследователи. Так что, в определенном степени, Лу Саломе поспособствовала собственной разгадке.
Сексуальность Лу Саломе также стала легендарной. Упорно хранившая девственность, в определенном возрасте она ударилась в интенсивные любовные приключения. Заключив платонический брак, она прожила в нём всю свою долгую жизнь, нисколько не изменив изначально поставленным условиям, однако стремилась к максимальной сексуальной реализации в не скованных условностями свободных отношениях. Лу оставляла мужчин сама, оставаясь самодостаточной. Утверждение, что женщине как таковой дан дар оставаться замкнутой на себе и крайне самодостаточной, в то время как мужчина выглядит нуждающимся в ком-то ещё.
В принципе это всё есть так называемый вампиризм. Подобного рода женщин называют "роковыми". По-французски - "фэм фатали". Из-за этого К роковой женщине прилип также расхожий ярлык "пожирательницы мужчин". Ведь конкретный мужчина как таковой никогда не будет ей соответствовать. Такую женщину способно удовлетворить только нечто абстрактное и великое, олицетворением чего может выступать только потенциальный гений или большой талант в какой-либо сфере деятельности.
Каким образом роковым женщинам удается пребывать за рамками актуальных моральных норм, не испытывая при этом чувство вины, характерное для всех остальных? Ведь не случайно что именно Лу Саломе стала прообразом сверхчеловека, находящегося по ту сторону добра и зла. Отношения с Ницше вспоминали ей всю жизнь, упрекая в жестокости по отношению к гению. Правда она ведь просто всегда делала что хотела, при этом желая быть правдивой только по отношению к себе, но не по отношению к кому-то другому.
Такого рода женщин в 20 веке народилось немало. Всем нам памятен пример Лили Юрьевны Брик, которая 15 лет водила как козла на поводке В. Маяковского. И после смерти великого поэта она продолжала следовать той природе, что наполняла её душу. Эксперименты с мужской братией у Лили Брик были долгими. Да и её сестра Эльза Триоле была похожей формации женщиной. В целом список роковых женщин довольно объёмен.
Множество женщин подобной формации концентрировали свои силы как правило на одном субъекте. Как например Гала Дали.
А в 20 веке такие женщины работали на многие спецслужбы и выполняли деликатнейшие задания. Как пример, - Мария Закревская, которая вытащила в страну советов Горького. Тут тоже примеров множество.
Такого рода женщины не просто манипуляторы, это стратеги, планомерно развивающие свои идеи, находящиеся во власти природной стихии, захвативших их еще с рождения духов и сил.
Что интересно, что подобные женщины часто далеко не красавицы. Лу Саломе была невеликой красоты, и Лиля Брик тоже. Большинство красавиц были как раз очень уязвимы и суггестивны, а подобные женщины-кремни обладают сильной волей, и маловнушаемы. Их нарциссизм управляется ими весьма сознательно.
Таким образом, можно предположить, что роковая женщина использует собственный нарциссизм как способность извлекать из собеседника внутренний мир желаний, и глубоко скрытые ориентиры, прежде всего направленные либо на утверждение себя, либо на самоуничтожение. В то время как сама роковая женщина - всегда недоступна. А в традиционной культуре женщина как раз - доступная, жертвенная, заботящаяся, ставящая себя в зависимость от воли мужчины. Поэтому, конечно, в противовес обычному женскому, образ музы и стал символом разрушающей и смертоносной, но вдохновляющей любви.