Мы часто говорим: «я люблю рисовать», «я люблю петь», «я люблю готовить», «я люблю смотреть фильмы», «я люблю путешествовать» и т.п. – но спроси нас, а в чем заключается эта любовь, скорее всего, затруднимся ответить.
«Я просто люблю это делать», - будет, скорее всего, наш ответ, без попытки проникнуть в суть этой самой любви.
Между тем, все достаточно просто. Стоит только задуматься, что с нами происходит, когда мы занимается любимым делом. Мы настолько погружаемся в него, что перестаем замечать время и – самое главное – перестаем замечать самих себя, мы как бы отстраняемся от самих себя, от всех своих проблем и «заморочек» - как будто это уже не наши проблемы, и даже не мы сами.
В этом и есть главное свойство и суть настоящей любви – она приводит к самозабвению.
Почему это так важно? Окружающий нас мир еще Достоевский сравнил с «серым драконом повседневности», который медленно, но верно нас пожирает. Все вокруг повторяется с удручающей регулярностью, все вокруг серо, все вокруг пошло и избито до оскомины – и мы не знаем, куда себя приткнуть.
Мы не находим своего места ни в пространстве, ни – что еще мучительнее – во времени. Мы чувствуем, как медленно оно тянется, попутно вытягивая из нас жилы своей медлительностью и неспешностью.
А теперь сравните, когда мы занимаемся любимым делом? Нет ни пространства, ни времени! И самое главное – нет нас самих, мы сливаемся с чем-то что выше, лучше и чище нас, мы становимся частью чего-то бесконечно более великого и лучшего, чем мы сами и это слияние дает нам ни с чем несравнимое удовольствие – удовольствие самозабвения.
То же самое происходит, когда мы любим какого-то человека. Мы тоже забываем о себе. Мы не просто отстраняемся от себя – мы словно теряем себя в другом человеке, его потребности и заботы становятся нашими заботами и потребностями, мы начинаем жить для них, как будто нас самих не существует.
Я уже не говорю о любви к Родине или к Богу. Если эта любовь искренняя, она решительным образом заставляет человека забыть о себе. Он настолько глубоко проникается чувством служения, что спокойно идет даже на подвиг самопожертвования. Почему? Потому, что его уже нет. Он уже отстранился от себя и своей простой биологической жизни в своем любовном служении, что потерять саму эту жизнь уже не представляется для него непреодолимой проблемой.
Посмотрите на все подвиги самопожертвования – от Жанны д” Арк до Зои Космодемьянской. Служение Богу или Родине настолько поглотило их, что они, забывая о себе, спокойно переходят из временной жизни в вечность.
В этом и заключается великое и чудесное свойство любви – она избавляет нас от самих себя. Кто это испытал – тот подтвердит, что ничего чудеснее, блаженнее и благодатнее и нет в этом мире.
Христова заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» тоже призывает совершить чудесный подвиг любви – подвиг самозабвения. Просто нужно весь тот объем забот, который каждый привык тратить на себя, направить на ближнего человека – тогда и придет настоящая любовь, которая совершит удивительное превращение.
Ибо то, что раньше было направлено на самого себя, ничего кроме тоски и скуки не вызывало, а когда то же самое направляется на другого человека, происходит удивительное чудо. Забота, направленная на другого, становится источником блаженного чувства любви, выше которого нет ничего в этом мире.
Теперь понятно, почему эгоисты на самом деле не любят себя. Это кажется неким парадоксом, но по сути ничего удивительного здесь нет, даже когда мы этих эгоистов называем «самовлюбленными».
Все, что направлено на самих себя, не на слияние с чем-то или кем-то, а на выделение себя в качестве автономной единицы, никоим образом ни к какой любви привести не может, ибо любовь – это противоположное движение: от себя – к слиянию с другими. И как бы ни самодостаточен и самодоволен не был эгоист – рано или поздно ему придется столкнуться с безысходным чувством тоски и одиночества.
Осталось только понять – а почему так? Почему мы не способны благополучно существовать в качестве «автономной единицы»? И любовь нам дана как единственное средство самозабвения и слияния с другими?
Увы, точнее, не увы, а к счастью – все заключается в изначальной природе человека. Он и создавался Богом не как «автономная единица», а как творение, которое и было предназначено к наполнению любовью. Любовью к Богу и людям. Человек изначально не мог быть счастлив, существуя сам по себе – вне Бога и последующего служения людям.
Увы – роковым образом люди и выбрали этот гибельный путь – путь автономного существования. Он очень льстил их гордости, но, увы, никак не послужил к их счастью. Вся последующая история человечества – точное этому подтверждение.
Но в душе каждого человека не могла не сохраниться эта «генетическая память» изначального предназначения – предназначения любовного слияния с Богом и ближними и забвения себя в этом слиянии.
И теперь каждый, который не сумел реализовать это предназначение, неизбежно наполнен тоской и скукой эгоистического существования. Он(а) постоянно ищет, чем заполнить эту пустоту, как хотя бы на время суметь забыть о себе, о своих проблемах и своем никчемном существовании.
Средства этого избавления известны – от бессмысленных игр и игр с людьми до алкоголя, наркотиков и, наконец, – самого радикального средства самоизбавления – суицида. Только бы уже избавиться от смертельно надоевшего существования и смертельно надоевшего самого себя.
Подведем итог.
Есть только один кажущийся парадоксом способ получения высшего наслаждения от существования – он заключается в забвении самого себя. А забыть себя можно только в ревностном служении тому объекту, который ты избрал в качестве достойного объекта твоего служения.
Чем выше «качество» этого объекта, тем более «качественное» состояния самозабвения ты получишь. Любимые занятия могут на какое-то время дать этот эффект, но не способны радикальным образом решить эту проблему.
Человек должен подниматься ко все более высоким «объектам слияния» – ближние, Родина, Бог. И только дойдя до самого конца этой лестницы, поднявшись к Богу и «слившись» с Ним, человек выполнит свое предназначение окончательно.