«… Благодаря самоотверженным действиям строителей и была реализована программа по вводу в строй этой магистрали. Жаль, что современное поколение это не ценит, ценности у них совсем другие. Из бывших строителей мало кто остался, но память о том поколении и память о тех, чьими руками строилась трасса навсегда останется в сердцах тех, кто ценит и чтит наших отцов, братьев и сестёр»,- написал недавно Александр Рязанов в комментарии к статье о первопроходце БАМа Алексее Шинкарёве.
Спасибо всем тем, кто откликнулся. Я давно мечтала, чтобы так дружно комментировали статьи о бамовцах! Давайте поддержим этих смелых и мужественных ребят и дальше! Им так приятно, что ими хоть кто-то интересуется, что про них читают, что их помнят.
Знаете, друзья, иногда бывает так страшно не успеть. Вот недавно ушёл из жизни Владимир Филиппович Паламар, бамовец, делегат 17 съезда комсомола, многие годы посвятивший ЖКХ города.И просто хороший человек. И я не успела написать о нём. А хотела…
Валентин Леонидович Медведев пришел на встречу с супругой Екатериной Александровной Ерастовой. Вместе они уже 16 лет. Мужчина почти ослеп на один глаз, перенёс инсульт. Не так давно переболел коронавирусом. «Дома сидел, а заразу эту подцепил», — уточняет он. Несмотря на всё это, ветерану БАМа приятно было вспомнить о том времени, когда был молод, полон сил и энергии.
Родился Валентин в Якутской АССР в многодетной семье, вскоре родители переехали в Усть-Кут. Их было четыре брата и сестра. Жили тяжело, бедно. Война только закончилась. А когда мать «обезножила», совсем трудно стало.
— Ноги у неё отказали, так мы, сыновья, носили её на муравьиные кучи, чтобы хоть как-то ей легче стало. Все братья работали на флоте. Устроили и меня в 15 лет, - вспоминает он. Тяжелые это воспоминания. Давно нет в живых мамы.
Окончил к тому времени парень 7 классов, и был принят матросом в РЭБ флота. Вскоре мальчишку отправили на учёбу рулевым-мотористом. А потом была служба в армии. Уже после трудился судоводителем, штурманом-механиком. Нравилось ему на флоте, да и братья все рядышком.
— А как на БАМ попали?- интересуюсь я.
— Это товарищ меня сманил – Николай Скамейкин, - улыбается Валентин Леонидович. Ветераны БАМа - оптимисты и шутники, несмотря на болячки, которых с каждым годом все больше. - Он ходил на маленькой самоходке. Механиком меня всё звал.
Потом сам перешёл в Мостострой. И для меня ходатайство написал. Я с этим письмом побежал в кадры, там мне быстро все оформили, потому что надо было дизелиста на компрессорную установку.
Так в 1978 году Валентин устроился в УПТК «Мостострой-9». Тресту было поручено строительство сооружений на Западном участке БАМа от Лены до Витима. Также рабочие трудились на вторых путях железнодорожной линии «Тайшет-Лена», на территории Бурятской АССР. За время строительство БАМа «Мостостроем-9» было построено 193 железнодорожных и 88 автомобильных моста.
Валентин Леонидович вспоминает, что постоянно ездил в командировки, дома почти не жил.
— Думпкарная вертушка у нас не стояла, постоянно работала. На строящиеся мосты возили щебёнку, инертные материалы, балки, плиты. Наша организация обеспечивала строителей всем необходимым.
Объясняет мне, что думпкар – это как грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов.
— Кто не разгружал думпкары, тот не знает, что это такое, - резюмирует он, вспоминая то далёкое время. Объясняется по-простому, как всегда привык. — Некоторый раз щебень так примерзнет, что вместе с колёсами летит, зимой особенно. Может и влага попасть. Дурдом был полный. Один раз на Витиме прямо на мосту выгружали, натерпелся я страху тогда. Поседел даже сразу. Мост болтается под думпкарницей, 10 вагонов тогда взяли. Ночь, только прожектора светят. Мне тогда по животу как долбануло. Шланг слетел, и шарахнуло им. Чуть коньки не отдал.
— Не жалеете, что из флота ушли? А после БАМа где работали?- спрашиваю я.
— Нет. Здесь же машины можно было получить, в то время дефицитный товар. Я, например, три легковые машины сменил. Обеспечение опять же на БАМе хорошее было. После в депо сантехником ушел, оператором в «Водоканале» был. Кем я только не работал, даже ночным машинистом, тепловозы прогревал.
После пожара сгорели все фотографии, что были у ветерана БАМа. Но всё осталось в памяти. С удовольствием Валентин Леонидович встречается со своими друзьями по БАМу, им есть что вспомнить, о чём рассказать молодёжи. Здоровья вам ещё на долгие годы!
Спасибо, что читаете)))