В последние годы жизни Вячеслава Молотова, его часто навещал писатель Феликс Чуев. За чашкой чая либо во время совместных прогулок они откровенно беседовали на самые разные темы - о политике, жизни, войне, и т.п.
Иногда писатель приходил не один. Так было и в тот раз, когда вместе с ним в гости к бывшему наркому зашел легендарный советский летчик А. Покрышкин. Привожу в сокращении рассказ об этой встрече (состоявшейся в 1984-ом г.) по книге Ф.Чуева:
На веранде рядом с Молотовым… Александр Иванович Покрышкин и его жена Мария Кузьминична... Покрышкин в сером пиджаке, кремовой рубашке. Огромный, как шкаф. Илья Муромец военного русского неба, первый наш трижды Герой, маршал авиации. Единственный летчик, о котором враг предупреждал своих по радио: «Внимание! Ас Покрышкин в воздухе!»
...Сели за стол обедать.
– Здоровье как? – спрашивает он [Молотов] у Покрышкина.
– Да война, знаете…
– У него спина болит, – отвечает за мужа Мария Кузьминична, – потому что во время войны его сбивали, он же падал прямо в лес с самолетом, у него поврежден позвоночник. А потом перенес две очень тяжелые операции.
– Ты стреляешь, по тебе стреляют. Перегрузки большие. Сознание теряешь. Так четыре года, – кратко поясняет Покрышкин. – Большое вам спасибо за смелую дипломатию, – обращается Покрышкин к Молотову.
– Вам, вам больше надо говорить спасибо, вам больше приходилось.
– Наше дело маленькое, наше дело стрелять. А ваше дело было – политику построить… Заставить капиталистов воевать против капиталистов… Тяжело было. Главное – победили.
...Спрашиваю Покрышкина о воздушных боях.
– Зафиксированных боевых вылетов у меня около семисот. Воздушных боев больше полутораста.
– И 59 самолетов сбил лично, – добавляю.
– Ну, это засчитанных. Был приказ в 41-м году: засчитывать, когда наши пехотинцы подтвердят. Потом фотокинопулемет. Что, немцы нам подтвердят?
– А сколько всего вы сбили?
– По памяти, я сбил 90 машин, – говорит немногословный Покрышкин.
Вспоминая войну, не могли не вспомнить Верховного Главнокомандующего. Свое отношение к Сталину Покрышкин выразил так:
История когда-то, как говорят, свое докажет. Я выращен Сталиным и считаю, что, если бы во время войны нами руководили слабые люди, мы бы войну проиграли. Только сила, ум помогли в такой обстановке устоять. Это вы сделали. И внесли большой вклад. Всегда мы вас ценили…
Я никогда не был в Гори. Приехали в воскресенье [в дом-музей Сталина]. Закрыто. Для меня открыли. Я, конечно, ожидал большего… Дали книгу отзывов. Я пишу: «Преклоняюсь перед величием революционера, вождя, под руководством которого мы строили социализм и разгромили немецкий фашизм». Коротко. Летчики-истребители коротко говорят.
Прилетел в Москву, вызывают в ЦК: «Что вы написали, вы понимаете?» – «Что чувствовал, то и написал».
– Правильно, – одобряет Молотов.
– Мы в войну-то знали, воевали под его руководством. Он командиров дивизий находил… История не может быть безликой!
«История не может быть безликой» - очень точно сказано. А сегодня нас пытаются убедить в том, что достижения сталинской эпохи произошли сами по себе: мол, всего добился народ! Но ведь народ после смерти Сталина не изменился, а вот достижения пошли на убыль. Почему?
В конце концов, страна и вовсе была разрушена, а жители ее осколков стравлены между собой. Удивительный, получается, у нас народ. То всего добивается сам (причем при «тиране»!), то все разбазаривает и разваливает?
Очевидно, что дело не в народе как таковом, а в личностях, которые ведут за собой остальных. В нашем случае дело в товарище Сталине, который по праву является главным творцом самых значимых советских побед.
Замечательный летчик-истребитель, маршал и Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин это понимал, за что ему уважение.
Автор статьи Дмитрий Русский.
Ваши лайки и комментарии выводят публикацию в топ.