Здравствуйте!
Продолжаю рассуждать об экранизациях детективных романов, которые написала #агата кристи Приглашаю всех присоединиться!
Каждый роман, написанный леди Агатой – не просто детектив. Это всегда обманчиво простая история о раскрытии преступления, в глубине которой спрятано множество важных вопросов. Увидеть их может далеко не каждый – а ещё меньше читателей способно найти ответы. Казалось бы, странно искать уроки в детективах. Но в произведениях Кристи они есть.
Знаменитый роман Murder of Roger Ackroyd ( Yбийcтвo Роджера Экройда) был экранизирован неоднократно. Хотя именно для экранизации он представляет особую трудность – вся прелесть детективной загадки кроется в том, как она преподносится в романе.
Сериал расходится с романом с первых же кадров. Слово здесь берёт не доктор Шеппард, а Пуаро. И великий сыщик сразу же выносит приговор.
В книге Эркюль Пуаро познакомился с основными действующими лицами уже после совершения преступления. В сериале маленький бельгиец знаком с Роджером Экройдом, всеми его чадами и домочадцами.
Число домочадцев существенно сократилось – создатели сериала пожертвовали и благородным влюблённым полковником (образ, вызывающий симпатию со времён Джейн Остен) и гордой домоправительницей. В итоге английская роза Флора осталась без кавалера. В сериале сохранили лишь самую романтическую линию – тайный брак влюблённой пары.
Зная все предпосылки трагедии, Пуаро предчувствует беду, но не успевает её предотвратить.
- Я оплошал, друг мой
В большинстве романов Кристи действует неписаное правило – одно преступление влечёт за собой другие. Как правило, в детективах не меньше трёх жертв. В истории Роджера Экройда тоже три жертвы – Эшли Феррарс, миссис Феррарс и собственно Экройд. Феррарсы погибли раньше, преступление против Экройда расследует Пуаро.
Но в сериале всё иначе. Феррарсов сценаристы не пощадили, но список жертв увеличился – кроме Экройда, пострадал под колёсами машины Паркер.
Зачем? Ведь по сюжету головоломка была выстроена идеально – разгадать загадку оказалось под силу только Эркюлю Пуаро. Преступление совершилось не потому, что виновник природный злодей, а оттого, что обстоятельства пробудили в человеческой душе тёмные начала.
В романе Эркюль Пуаро ведёт расследование в мирной деревушке. Происшествие взбудоражило её как камень, брошенный в воду, но волнение закончилось, не оставив следов. В сериале круги по воде ещё идут, позволяя детективам выйти на след.
Если роман абсолютно оригинален и не имеет аналогов, то экранизация выстроена в стиле Кристи, как ещё одно рядовое дело в карьере блестящего бельгийского сыщика.
Для меня главным открытием был возраст актёров. И доктор Шеппард, и Роджер Экройд, а главное – миссис Феррарс представлялись мне людьми более крепкими. На экране же действуют персонажи более чем зрелого возраста. Конечно, все могут быть подвержены страстям, но вряд ли романтическим.
Главное отличие экранизации от романа – Пуаро в сериале не раскрыл преступление, а спровоцировал виновника на признание. Сериальный злодей вообще допустил множество ошибок: например, записал все события в дневнике и оставлял этот дневник без присмотра.
В книге он таких оплошностей не совершал. Вот поэтому роман Yбийcтвo Роджера Экройда остаётся непревзойдённым образцом детективного жанра, загадкой, которая может существовать только в пространстве литературы.
В романе жители Кингз-Эббот в большинстве своём добропорядочны. В сериале они более порочны и снисходительны к нарушению закона
В Кингз-Эббот правило номер один: никогда не верьте тому, что вам говорят
Если вы видели фильм, то понимаете, о чём я. А уроки романа гораздо более глубокие и пугающие:
Никогда не доверяй даже самому себе.
Читайте романы Агаты Кристи и получайте удовольствие от экранизаций!
О более ранней экранизации романа читайте здесь:
О других экранизациях Агаты Кристи можно прочитать под рубрикой
#книжный клуб агаты кристи :
Экранизация самого неоднозначного романа
Испытание толерантностью: как погубить идеальный детектив
А также:
#киноклуб ямадама #книжный клуб ямадама #детектив-клуб ямадама