Найти в Дзене
Виталий Листраткин

Пять альбомов 60-х, которые вы могли пропустить

Диджей нашей радиостанции " Интерра FM " Александр Булгаков обожает рассказывать про шестидесятые))) Ничего удивительного в этом нет, ведь в 60-е принесли такое разнообразие в музыкальный пейзаж, что отголоски той революции не утихают и по сей день, то и дело вплетая свои краски в картину современности. Десятки и сотни музыкантов в студиях ковали историю, не стесняясь в своих творческих поисках заглядывать в будущее. Некоторые из тех работ пробивали себе новое русло, становясь новыми жанрами, какие-то из них обрели заслуженное признание спустя десятилетия. Как результат - поток прямых цитат и оммажей великим новаторам тех времён будет ещё долго струиться со всех известных носителей. В этом лихом круговороте слишком легко потеряться и упустить что-нибудь интересное. Каждый раз, обращаясь к той эпохе, находишь что-то новое. Сегодня – 5 альбомов 60-х, которые вы могли пропустить.

1. Joe Meek – I Hear a New World (1960)

4 октября 1957 года – день уникальный. Первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту и заявил о том, что началась Новая Эра. Эпоха покорения бесконечного Космоса. То, о чём мечтали все писатели-фантасты, весь мир смог ощутить практически на кончиках пальцев. Совершенно очарован космическими путешествиями был и Джо Мик – человек, который в очередной раз подтвердил, что гениальность и сумасшествие – две стороны одной медали. Музыкальный скульптор редкого таланта, одновременно с тем страдал от целого букета психических расстройств, которые в конечном счёте и привели жизнь Джо к трагической развязке. Но не будем о грустном – лучше помнить о том наследии, что осталось после этого великого музыканта: десятки альбомов от «Telstar The Sounds of The Tornadoes » до попытки запустить сольную карьеру великого Тома Джонса.

Что делать, если мы действительно не одиноки во Вселенной и когда-нибудь мы встретим своих соседей? Как мы будем общаться? Спилберг в своей картине 77-го года «Близкие контакты третьей степени» показал это общение через музыку. На пластинке «I Hear a New World » Мик решил представить себе то, как может звучать музыка пришельцев. Понятно, что его мысли были где-то рядом с Бетельгейзе, но музыкант понимал, что если дать им волю, то альбом никто слушать никто не будет, поэтому немного «приземлил» саунд. Всё равно, пластинка получилась настолько революционной и сложной для понимания, что выпускающая компания рискнула вывести в свет только первую часть этого полотна. Вторую – завернули, хотя для неё уже была готова обложка. Полновесный лонгплей увидел свет только в 1991-м году, когда ценность материала Джо Мика была очевидна.

2. Sun Ra – The Futuristic Sounds of Sun Ra (1962)

Герман Пул Блаунт, он же Le Sony ’r Ra – блестящий пианист, который положил на для того, чтобы создать собственную музыкальную реальность. Более сотни альбомов он кропотливо формировал рельеф этой планеты и наполнял её содержанием. Его выступления, по словам очевидцев, поражали неистовой энергией, исходившей от Ра и его бэнда и очень сильно походили на сакральное действо. Всё его творчество пронизано космической мистикой и очень далеко от среднестатистического слушателя. Но в его роскошной дискографии можно найти ту самую «точку входа» для того, чтобы продолжить общение с музыкой, которую предлагает Sun Ra . Или понять, что вам с этой музыкой не по пути.

А ведь этой пластинки вполне могло и не случиться, если бы тур музыкантов внезапно не оборвался в Нью-Йорке из-за поломки автобуса. И для того, чтобы представить себя искушённой публике Большого Яблока и найти своё место в месте силы джаза, Ра и его Arkestra были вынуждены срочно записать свой материал. Одиннадцать треков были легли на плёнку в течение одного дня 10 октября 1961 года, а продюсером выступил Том Уилсон, что пять лет назад работал с Sun Ra над их «Jazz by Sun Ra ». Чуть позже, Том будет в ответе за пластинки Боба Дилана, Soft Machine , великого и прекрасного Фрэнка Заппы и его коллектива Mother of Invention , а также Velvet Underground . Смелый, новаторский, но вместе с тем – довольно ясный, «The Futuristic Sounds of Sun Ra » - это драгоценный камень, один из тех, что блестят в короне вечной музыки и их сияние никогда не угаснет. Описывать альбом бесполезно – его нужно слышать.

-2

3. Monks – Black Monk Time (1 марта 1966).

Пятеро американских военных, которые дислоцировались на территории Германии, после завершения службы решили немного повременить с возвращением в родные края и задержаться на чужбине. При этом решили играть музыку. Увлечение для военных, надо сказать, не слишком типичное. Как многие коллективы того времени, начинали они с кавер-версий рок-н-ролльных боевиков и сёрф-рока, но вдоволь наигравшись с ними устремились на поиски своего звучания. Сменили вывеску с «Torquays » на «Monks », выкинули из арсенала ритм-гитару, заменили её на шестиструнное банджо и кардинально сменили образ, облачившись в чёрное, повязав верёвки вместо галстуков и брили головы на манер монашеских тонзур. Группа активно выступала, иногда по пять-семь часов, накопила материал и выстрелила своей единственной пластинкой.

Странная получилась история: критики на разные голоса, перебивая друг друга, писали хвалебные рецензии и даже сравнивали «монахов» с великими Cream (что само по себе – дорогого стоит), а вот слушатели творения Гэри Бургера и Ко не оценили и пластинку покупать не торопились. А зря – отменный и разнообразный гаражный рок, сыгранный настолько яростно и беззаветно, что любо-дорого послушать. Треки, открывающие обе стороны пластинки – восхитительны (вступительный рифф «Complication » пробирает до мурашек), да и остальное наполнение не отстаёт от них по уровню искренности и напору, хоть и чуточку слабее этих «паровых котлов». А когда отзвучит шёпот: «Yeah », закрывающий пластинку становится немного грустно от осознания того, что могли бы сделать Monks , если Фортуна была к ним благосклонна.

-3

4. Love – Forever Changes (1 ноября 1967)

Артур Ли, безусловно, один из самых выдающихся сонграйтеров, что когда-либо ходили по нашей планете, а коллектив Love – один из самых заметных в фолк-роке. Судя по всему, музыканты особенно не стремились к славе – как иначе объяснить то, что долгое время они отказывались отправляться в туры, несмотря на то, что в андерграундной среде Лос-Анджелеса к ним относились с уважением. Однако, вскоре после 67-го года группа, как таковая, перестала существовать, превратившись аккомпанирующий состав Артура. Но до этого они успели выпустить три альбома, из в первую очередь выделяется их работа «Forever Changes ».

Несмотря на то, что дымка разнообразных веществ плотно окутала коллектив (причём настолько серьёзно, что лейбл начал подыскивать сессионных музыкантов для спасения ситуации), они смогли собрать все оставшиеся силы для работы над третьим альбомом. Пятёрка музыкантов выжала из себя все соки для того, чтобы записать великолепную пластинку. Мелодичный фолк, лишённый пафоса и помпезности, с лёгкими струнными текстурами и щедрой порцией психоделии, под завязку наполненный тончайшими мелодиями. И, конечно же, музыкальный диалог Артура Ли и Брайана Маклина, за которым интересно наблюдать всё время, что длится альбом.

-4

5. Os Mutantes – Os Mutantes ( июнь 1968)

Коллектив, который нанёс Бразилию на карту психоделической музыки, коллектив, которому Бэк посвятит свою песню «Tropicalia », коллектив, на который равнялись Flaming Lips и коллектив, знакомства с которым искал Курт Кобейн. Всё это про группу из Сан-Паулу под названием «Os Mutantes ». Вдохновившись творениями The Beatles и Beach Boys , «мутанты» начали работу над своим дебютом в тот момент, когда в составе было всего три человека. Но частые появления группы на телеэкранах, позволили им обзавестись необходимыми знакомствами, привлечь к работе в студии сессионного барабанщика и записать дебютную пластинку.

На пластинке музыканты отвели душу по полной программе, экспериментируя со звучанием и придавая национальный колорит психоделической музыке из США и Британии. Крайне изобретательный альбом, который способен удивлять (послушайте кавер на The Mammas & The Pappas ). Ритмы сальсы и дух «Pet Sounds », смена настроения и богатая палитра звука – те ингредиенты, из которых состоит магия этой пластинки. Есть, конечно, и один недостаток. Крайне субъективный. Без знания португальского (и французского в случае с «Le premier bonheur du jour») языка невозможно понять то, о чём поют Рита Ли, Серхио Диаз и Арнальдо Баптиста, что, впрочем, не мешает наслаждаться прекрасной музыкой.

-5