В южноуральском центре цифрового образования прошли защиты проектов. 40 воспитанников в возрасте от 11 до 18 лет по направлению «Программирование роботов» создали и защитили уникальные роботизированные устройства. Зачем нужны проекты и что такое «метод проектов» рассказывает Николай Андреев , педагог дополнительного образования IT-куб г. Южноуральска .
— В учебном плане дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ существует специальный раздел «Проектная деятельность». Применение метода проектов является одной из возможностей развития самостоятельности у детей — ключевой компетенции человека XXI века, которая выступает одновременно основой, условием и показателем развития всех других компетенций: креативности, критического мышления, коммуникативности, командности и др. Самостоятельность обучающихся формируется под влиянием многих факторов, но прежде всего под влиянием образования. В современных условиях общество и государство предъявляют повышенные требования к ее развитию.
Метод проектов формирует все группы образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных. Педагог, владеющий проектными умениями, организует образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся в специально созданной ситуации самостоятельно ставил и решал проблемы.
Как правило, знакомство с проектной деятельностью в старших группах начинается с просмотра видеоролика, в котором очень подробно рассказывается о том, как начать работать над проектом, как поставить цели, сформулировать задачи и оценить ресурсы.
Выбирая тему будущей работы, ребята советуются друг с другом, проводят опросы. Однако генератором идеи все выступает сам педагог. Проекты берутся практико-ориентированные, закрепляющие знания и навыки, полученные на занятиях по робототехнике. Для работы над проектами ребята делятся на группы. Они проводят исследования в интернете, рисуют эскизы и затем приступают к сборке и программированию роботов.
Например, при выполнении проекта «Робот-слон» ребята изучили повадки животных. «Лимоноид» закрепил знания законов физики, силу притяжения, свойства жидкости. «Робот-принтер» — история создания печатных устройств, системы координат. Выполняя проект «Луноход», ребята узнали, как работают различные устройства в условиях космоса. Создавая «Робота-синтезатора», школьники проводили исследования связи звука и цвета.
Коррекция изделия проводится на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах. Педагог помогает обнаружить и устранить недочеты, привести проект в соответствие с заранее утвержденным вариантом.
При подготовке к защите проектов с помощью вопросов ребятам предлагается проанализировать свою деятельность, оценить себя и других участников проектных групп.
И вот наступает защита проектов. Волнение присутствует, ведь экспертами выступают как руководство IT- куба, так наши партнеры, а зрителями — ребята из других групп. Ребята отлично справились с презентацией, показали уверенность в себе и ясно выражали свои мысли!
Таким образом, введение в образовательный процесс метода проектов способствует развитию самостоятельности у обучающихся. Ребята учатся работать над проблемой, ставить цели, искать информацию и самостоятельно работать над созданием робота .