Великий Пост.
- Даже само написание этих двух слов вызывает какое-то особое волнение Души. Великий. Такое слово по смыслу многозначительное. За этим стоят великие события прошлого.
- Великий Пост в этом году начнется 15 марта.
- Уже сейчас мысли об этом постоянно занимают меня и я решила посвятить этому событию одну-две статьи, которые и меня вновь и вновь просвещают в познании Истины.
- Что значит Великий Пост? Это воспоминания о сорокадневном посту в уединении в пустыне Иисуса Христа, нашего Спасителя. А последняя неделя перед Пасхой - это Страстная седмица, это последние дни земной жизни Христа, его страдания и смерть, и Воскресение!
- Конечно, своей статьей я не открываю что-то неведомое и неизвестное, я пересказываю своими словами то, что давно написано. Но мне почему-то ХОЧЕТСЯ это писать. Наверно, этим я что-то решаю в своей Душе? Помогаю ей что-то осознать?
Зачем Иисус удалился в пустыню?
В Евангелии говорится о том, что сразу после своего крещения Иисус Христос удалился в пустыню. Надо сказать, что своё крещение Иисус принял в тридцатилетнем возрасте. Это тот возраст, когда по представлениям иудеев, человек уже может говорить от себя и даже учить в синагоге.
Иоанн Предтеча был очень удивлен, увидев Христа, так как все уже знали о божественном происхождении Иисуса и его первые слова были: " Это мне надобно креститься от тебя! А ты приходишь ко мне!".
- Своим крещением Спаситель принял на себя все грехи людей, будучи невиновным и безгрешным по природе своей, он позволил обвинить Себя одного во всех грехах человечества. Отсюда и выражение, произошедшее от Ионна Предтечи, первокрестителя: " взял все грехи на себя".
Сразу после своего крещения Иисус удалился в пустыню и пробыл там в молитве сорок дней, потому и наш Великий Пост - это прообраз этих сорока дней нашего Спасителя в пустыне. Конечно, он знал, что его ждет, знал, что ему предстоит страдать. Эти сорок дней в пустыне - это начало конца земной жизни Иисуса Христа.
- Сорокадневный пост Христа - это подвиг молитвы, а не мучительное ограничение себя в еде.
- В Евангелии сказано, что все сорок дней Христос почти не принимал пищи : видимо напряжение его духовных сил во время молитвы и к предстоящим событиям было настолько велико, что он даже и не вспоминал, что голоден. Чудес в этом никаких нет и история знает множество примеров, когда люди могут обходиться без пищи длительное время, так что это не сказка . И это говорит и нам в назидание, что во время поста ГЛАВНОЕ не ограничения в еде, а ВРЕМЯ МОЛИТВЫ.
То, что происходило со Спасителем в пустыне, а мы знаем, что дьявол трижды искушал его, но потерпел поражение, так вот о происходящем в пустыне мы знаем со слов самого Спасителя, об этом он сам поведал своим ученикам. И это нашло отражение в Евангелии от Луки и в Евангелии от Матфея.
- Здесь надо немного отступить к началу нашей истории от Рождества Христова. Это первый век от Р.Х. , Иудея. Стали одно за другим сбываться пророчества, которые были описаны в Ветхом Завете и люди начали поджидать явления Мессии, Спасителя. Его ожидал и дьявол. Помните об избиении младенцев, когда царь иудейский Ирод, услышав о том, что родился в Вифлееме Царь Иудейский, приказал истребить, ну как не по сатанинской воле?, всех младенцев мужского пола?
- Конечно, у дьявола было стремление помешать Спасителю выполнить свою миссию. К этому времени дьявол уже владел умами и душами людей, толкая их на грех, у него уже была власть над людьми, и даже Христос говорит о сатане: "Князь мира сего".
- Сатана ждал веками и вот услышал о крещении на реке Иордан того, кого так ждал и так боялся, того, кто открыто явил себя там как Спаситель душ человеческих.
Как только Спаситель удалился в пустыню, дьявол принял решение прийти к нему и победить его. И вот тут падший ангел, дьявол, первоначально, можно сказать, даже подступиться к Иисусу не смог. Дело в том, что Иисус был погружен в молитву, беседу с Отцом своим, и эту молитву никто не мог прервать. Дьявол отступил.
И первый раз он подступил к Иисусу Христу, когда тот единственный раз принял пищу . Святитель Великий Василий пишет так: "...«По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи...».
- И вот, поймав этот краткий миг человеческой немощи, а ведь Иисус - это человек по своей физической природе, дьявол вновь подступил к Христу и потерпел поражение.
- Дьявол, видя перед собой человека и понимая, что он может быть голоден и даже очень голоден, предлагает ему: "Если ты Сын Божий, сделай так, чтобы эти камни сделались хлебами".
- Он хочет искусить Христа, проверить его. На что Иисус отвечает ему, что " не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
- Спаситель не стал даже слушать дьявола, вступать с ним в разговор, он просто отверг его искушение.
Второй раз дьявол подступил к Иисусу следующим искушением: он берет Христа и приносит его в Иерусалим и ставит на крыло храма, и говорит: "Если ты Сын Божий, то пади вниз. Ведь написано, что Ангелы на руках понесут тебя...". Конечно, это искушение доказать свою божественную природу, когда в полете тебя подхватят Ангелы и понесут на руках. На что Иисус отвечает дьяволу: "Написано также: не искушай Господа Бога твоего...". Этим Спаситель вновь отвергает искушение дьявольское.
- Кстати, знаете ли вы, что тот Храм Иерусалимский , на котором стояли Христос и дьявол, со временем был разрушен, как Сам Господь сказал: "...и не останется на нём камня на камне..." . Место храма до сих пор является своеобразным возвышением, а вот то крыло, на котором стояли Христос и дьявол, сохранилось и называется теперь как Стена Плача... Вот так-то.
И вот, отчаявшись, сатана прибегает к последнему своему доводу: во мгновение он показывает ему всю землю от края до края, все царства вселенной, и говорит: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Евангелие от Луки, 4:5-7) или, как удивительно точно сказано в Евангелии от Матфея, — если, пав, поклонишься мне (Мф 4:9)".
Если до этого дьявол ещё сомневался кто пред ним: сверхчеловек, наделенный особыми способностями или, всё-таки, Сын Божий (помните, он при обращении к нему постоянно выражает сомнение и говорит: ЕСЛИ ты Сын Божий..., то теперь он уже не сомневается КТО перед ним! И он предлагает Иисусу предать Бога Отца, поклониться ему, сатане, и получить взамен господство над всем миром и выполнить свою миссию в спасении человечества: кто тебе в этом помешает? На это Христос отвечает: "Отойди от меня, сатана! Ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи...".
Так сатана в третий раз терпит поражение от Спасителя. И Иисус Христос вступает в последние дни своей земной жизни.
В общем, вот так, коряво, я попыталась рассказать о событиях, предшествующих последним дням земной жизни Спасителя.
Победа Спасителя над искушениями дьявола - это, можно сказать, первая победа Иисуса Христа над царством зла.
Искушений в жизни много. Всегда ли мы находим в себе силы отвергнуть их? Лично про себя я не могу сказать, что Дух мой тверд. Я осознаю свою греховность и стремлюсь к покаянию и исправлению грешной немочи своей.
Великий Пост - это время покаяния и молитвы, это время усиленной работы над своей Душой. Я буду стараться.