В современном обществе наблюдается повышенный риск возникновения факторов, которые способствуют психической травматизации личности и снижению качества жизни человека:
1. Нестабильная политическая ситуация в стране и в мире;
2. Социально-экономическая неопределенность и тревога;
3. Экстремальные жизненные события (пандемия, война, миграция).
Подобные аспекты свидетельствуют о необходимости совершенствования теоретических взглядов на природу психотравмы.
Научное исследование психической травмы началось во второй половине ХIХ века.
Соперничество и военная конфронтация в геополитическом пространстве в начале ХХ века, породили все возрастающее чувство беспомощности, беспокойство, страх и разрушающую тревогу во внутреннем мире личности.
Понятие « #психическая травма » впервые было использовано в 1878 г. немецким врачом-психиатром Альбертом Ойленбургом (Albert Eulenburg), изучавшим нервные болезни.
К концу ХІХ века в Европе сложились теоретически обоснованные модели представлений о психической травме и роли бессознательного в ее природе.
Первая модель была разработана в трудах З. Фрейда и Ж. Брейера и была связана с изучением феномена истерии и пониманием истерического невроза как результата фиксации психики на аффективных вытесненных травматических переживаниях.
Травма, по З. Фрейду, не всегда заявляет о себе негативными переживаниями и болезненными воспоминаниями, а скорее становится «возбудителем» невротической симптоматики.
Вторая модель была представлена французским психиатором Пьером Жане (1859–1947), изучавшим невротические симптомы истерии, возникающие как реакции на травму.
Расхождение взглядов Фрейда и Жане, затрагивающие теоретические, клинические, терапевтические и методические аспекты, внесли значительный вклад в развитие идей психической травмы.
В начале ХХ в., особенно после Русско-Японской, Первой мировой и Гражданской войн, в России и Европе увеличился научный интерес к природе травмы.
Врачи-психиатры в своих трудах объясняют и описывают такие явления, как:
- «травматический невроз» (К. Мели, 1881);
- нервные заболевания (Г. Оппенгейм, 1889);
- «военные неврозы»,
- такие психические расстройства, как «потеря рассудка и чувств» вследствие «снарядного шока» у участников боевых действий;
- психосоматические последствия травмы войны (Э. Крепелин, 1916; А. Маерс, 1920; А. Кардинер, 1941).
В 1905 г. на ІІ Съезде отечественных психиатров, диагноз « #травматическии психоневроз » был включен в классификацию душевных заболеваний.
В понимании данного заболевания акцент делался на расстройствах сознания и чувств, депрессии, состояниях ступора, эмоциональном шоке.
В работах современных исследователей, #феноменология психическои травмы раскрывается через тревогу дезинтеграции, диссоциации и расщепления психики, архетипические защиты и фрагментацию личности, механизмы психологической защиты, психотическую и невротическую симптоматику, развития ПТСР и расстройств личности (Г.К. Ушаков, 1984; Х. Кохут, 1985; Д. Калшед, 2001; В.М. Кровяков, А. Лэнгл; О. Фенихель, 2004; 2005; М.М. Решетников, 2006; Н. Макс-Вильямс, 2011).
Психотравма взаимосвязана с психологически тяжелой, стрессовой и личностно-значимой ситуацией и оказывает негативное эмоциональное воздействие на психику человека.
В качестве реакции на травматические события, может начаться развитие тревожного расстройства личности ( #ПТСР ), например, таким событиям могут быть отнесены:
1. Военные действия;
2. Угроза жизни (плен, взятие в заложники);
3. Испытание ужаса, беспомощности и тревоги.
Событие становится травматичным, за счет ужаса, испытываемого человеком.
Психотравма вызывается не только внешними событиями, но и организует внутреннюю работу психики.
Травмированная психика начинает травмировать сама себя повторно воссоздавая травматический опыт.
В работе Отто Фенихель «Психоаналитическая теория неврозов», представлены группы симптомов и состояний, которые возникают вследствие психической травмы:
I. Блокировка Эго как возможности адекватного тестирования реальности. В этот момент, психическая деятельность концентрируется на решении единственной задачи – преодолеть травматичную ситуацию и освободиться от возникшего и «застывшего» напряжения.
II. Нарушение сна и тревожащие сновидения, в которых травма переживается снова и снова.
III. Фиксация сознания на травматическом факте и его многократное проигрывание.
IV. Приступы неконтролируемых эмоций (гнев, тревога), которые возникают непроизвольно и могут проявляться в плаче, крике, мимических реакциях.
V. При отсутствии психологических репрезентаций, травматический материал отторгается на соматический уровень.
Блокировка активности, невозможность борьбы в угрожающей ситуации повышенного психоэмоционального напряжения выступают предопределяющим фактором возникновения у человека травматических симптомов и психических срывов в будущем.
По мнению Левина П., чем меньше энергии израсходовано в опасной ситуации, тем больше вероятность, что в будущем у человека разовьется травматическая симптоматика.
В гештальт-терапии «психическая травма» – это феномен границы контакта в поле организм/среда, являющийся следствием блокирования естественного течения процесса переживания, проявляющийся в разрушении или деформации self; при этом способ прерывания переживания формирует специфическую феноменологию травмы, определяя ее тип и характер проявления, а также особенности психотерапии.
Феноменология и последующая динамика психической травмы проявляется психической болью, защищаясь от которой, человек прерывает привычные способы контактирования с окружающим миром.
В гештальт-терапии выделяют следующие механизмы прерывания контакта, которые играют определенную роль в возникновении различных форм суицидального поведения:
- #дефлексия ,
- #проекция ,
- #интроекция ,
- #конфлюэнция и др.
Процесс проживания и переживания болезненных чувств, связанных с травматичным опытом, способствует трансформации образа себя и окружающего мира.
Особым условием восстановления травмированной психики выступает прегнантный процесс переживания и осознавания психической боли в контакте с «Другим».
В гештальт-терапии процесс переживания характеризуется не вербальным обозначением чувств, а их проживанием в естественном, свободном, спонтанном потоке.
По мнению А.Н. Моховикова, при снижении интенсивности страдания – разделяя боль с Другим – человек выбивает жизнь.
При совместном проживании травматической боли рождается новый опыт восстановления себя.
______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Что переживают бездомные и почему одни преодолевают трудности легче, чем другие?
Одаренные дети: творческий потенциал, возможные трудности развития и ошибки родителей
Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?
Как разные поколения относятся к психологической помощи?
Почему люди суеверны и верят в паранормальное?
Чего ожидать от трансформаций современного брака?
Послеродовая депрессия: то, о чем не принято говорить
Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?
_______________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.