Апостол Павел в 4 главе Послания к Ефесянам рассуждает о гневе. Он говорит:
"Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем..."
(Еф. 4:26)
Перед нами - привычный большинству Синодальный перевод этого стиха. Если мы обратимся к древнегреческому тексту и переведем этот стих дословно, то апостол Павел пишет примерно следующее: "Гневайтесь и не грешите".
Давая такое наставление, апостол Павел обращается к тем людям, которые только уверовали в Бога (Еф. 4:20-24) и начинают делать первые шаги в своей вере.
Рассмотрим простой пример. Вот перед нами человек. Еще вчера он жил по своим правилам и законам. Но на следующий день в его жизни начинают происходить события, которые выходят из-под элементарного контроля. Возможно, человек впадает в панику, а, может, в депрессию, мечется, страдает, ищет выход, но не находит его. Ни он сам, никто другой, ни деньги, ни связи не способны вернуть его во вчерашний день. Тогда человек ощущает себя беспомощным и начинает искать опору там, где никогда ее не искал. Он отдает свою жизненную ситуацию, самого себя в заботливые руки Божьи.
Именно к таким людям обращается апостол Павел в стихе Еф. 4:26, позволяя им гневаться. Уверовавший человек - это как первоклассник, который держит в руках букварь и начинает учиться читать по слогам. Так и Павел начинает рассказывать о борьбе со своими эмоциями с простых правил для "гневливых" первоклашек.
Апостол предлагает решение - расправляться с гневом быстро, до того момента, как мы пойдем спать. Почему спать?
Наукой доказано, что во время сна наш мозг анализирует и обрабатывает полученную за день информацию. Нужное - сортирует, ненужное - "удаляет", чтобы восстановить нормальную работу нашей памяти и нервной системы. Более подробно этот процесс объясняется в научных публикациях о фазах нашего сна.
Получается, если наши гневливые мысли, текущие и прогнозируемые поступки будут являться первостепенными в течение дня и перед сном, то утром мы сможем с легкостью укрепиться в своей позиции. Если в гневе мы очень сильно убедим себя в своей правоте, утром сможем проснуться весьма бодрыми, отдохнувшими и готовыми действовать. Гнев, может, и утихнет, но на смену ему придут другие чувства. И они вряд ли будут связаны с желанием простить обидчика или наладить с ним отношения.
Очень часто мы расправляемся с гневом с помощью метода "Время лечит". На первый взгляд, он вполне эффективен. Но главный недостаток такого метода заключается в том, что мы так и не находим корень проблемы, не разговариваем о ней, не меняем мнение о человеке в лучшую сторону, не работаем над собой и своими эмоциями в направлении взгляда на самих себя. Время в данном случае - это таблетки с обезболивающим эффектом. Но причина самой боли так и не выявляется. И рано или поздно в этом же самом месте снова начнется воспаление, и мы снова испытаем острую боль. Перед нами снова встанет вопрос: попить обезболивающее или отправиться к врачу для выяснения причины боли.
Вернемся к нашему гневливому состоянию. Чем дольше мы будем гневаться перед сном, тем детальнее будет наш план мести обидчику на следующий день. Чем дольше в нас кипит гнев, чем больше шансов сказать ему то, чего мы никогда не хотели бы услышать в свой адрес.
Гнев и мысли - очень опасный коктейль. Тем не менее царь Давид предлагает всё же поразмышлять перед сном:
"И если даже в гневе вы, то всё же не грешите. Перед сном задумайтесь и обретёте мир..."
(Пс. 4:5, Современный перевод)
О чем же нам следует задуматься в гневе?
Прежде всего, нужно "переключить" свои мысли на правильное основание. Вспомнить о том, что Бог контролирует ситуацию. В наших коварных планах Он не нуждается. Кого надо - накажет, кого посчитает нужным- помилует, что будет необходимо - поможет исправить. Наша задача другая - сдержать и остановить гнев в своих мыслях. Другими словами, уснуть мы должны в состоянии покоя.
Да, именно такой реакции от нас ожидает Господь. Именно об этом пишет Соломон в своих притчах:
"Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его".
(Притч. 29:11)
В 32 стихе рассматриваемой главы апостол Павел говорит о том, какие чувства и поступки по отношению к ближнему способны потушить гнев. Это доброта (благожелательность), сострадание (милосердие) и прощение.
"Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас".
(Еф. 4:32)
Вот об этом и надо думать, когда внутри всё кипит. Безусловно, это тяжело. Но оно того стоит. Ни один план из разряда "Ах, раз ты так, ну тогда я вот так" еще не привёл ни к чему хорошему. А если вы считаете, что привёл, и каждый получил то, что заслужил, значит, еще не пришло время в этом разубедиться.
Кто-то, а, может, вы сами считаете, что желать хорошего тому, кому хочется в порыве гнева пожелать всего самого наихудшего - это лицемерие, но это не так. Иисус говорил:
"...благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас".
(Лк. 6:28)
И Иисус, наверняка, понимал, что, возможно, это могут быть довольно странные и далеко не искренние благословения и молитвы. Но Он также был уверен в том, что если мы ступим на эту дорогу противостояния чувств и разума, постепенно наш взгляд на обидчика будет меняться. Как только мы, стиснув зубы, благословим и помолимся, Бог поможет нам сверхъестественным способом со временем победить гнев любовью. И это не значит, что мы сверхъестественным образом "проглотим" несправедливость в наш адрес. Это значит, что Бог обратит наш взгляд на самих себя, а также покажет нам обидчика Своими глазами.
Итак, гнев в наших жизнях допустим. Но, это не конечное состояние верующего человека. Укрепляясь в вере, мы должны стремиться к тому, чтобы гнев был от нас удален полностью.
"Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас..."
(Еф. 4:31)
Кроме того, христианин может испытывать праведный гнев. Это гнев, который вызван не нашим задетым самолюбием, а осквернением Бога и Его слова. Пример такого вида гнева приведет в Евангелие от Иоанна, 2 главе, когда Иисус выгнал торговцев из Храма. Но даже праведно гневаясь, мы должны помнить о том, что сказано выше. Испытывать негодование не по отношению к человеку, а ко греху, который он совершил.
Другие статьи на тему гнева и эмоций:
Притча об эмоциях. «Козёл отпущения»