Откуда можно взять идею произведения? Для меня лично ответ на этот вопрос только один: «Из головы!». Больше вроде бы и брать-то неоткуда. А что может помочь рождению идеи? Наблюдательность и впечатлительность. Иной раз, что-то заметишь и появится мысль, а потом из неё может получиться рассказ или статья.
Впечатления автора могут воплотиться в лирическое стихотворение. И вовсе не обязательно писать рифмованные строки, можно создать и белое стихотворение, и стих в стиле хокку. И от этого созданное произведение не потеряет своей красоты и гармонии.
Часто идея для текста приходит в голову совершенно внезапно, когда её и не ожидаешь там встретить. И как бы сама собой перерождается в рассказ. Но бывает и так, что идей в голове царит множество. Одна обгоняет другую, а всё-таки в целое гармоничное произведение они не складываются – не хватает логических связей между ними. Но об этом не стоит сожалеть. Потому что могут возникнуть новые идеи, а прежние по прошествии какого-то времени уложатся в голове и из них может получиться произведение и, может быть даже не одно, а сразу несколько. Просто нужен какой-то срок для того, чтобы мысли пришли в голове в порядок, и каждая заняла бы своё место. Торопиться с созданием произведения никогда не стоит.
А если автор будет всё время держать мысль в голове: «О чём бы мне написать сегодня?». То скорее всего, идеи в голове не возникнет, потому что мозг писателя будет находиться в постоянном поиске и напряжении. И он просто утомиться, размышляя над одним и тем же вопросом день и ночь. Если какие-то идеи и были в голове до этого, то и они улетучатся, просто сгорят от чрезмерной умственной деятельности. Автору иногда полезно сесть в кресло и расслабиться. Представить в уме, что напряжение мышц тела спало. Позволить себе, хотя бы на мгновение, не думать ни о чём. По большому счёту говоря, это спокойствие только нам кажется, потому что мозг всё равно продолжает работать. И вот, когда писатель позволит себе расслабиться, и не торопиться никуда, то идея тут же и возникнет в голове, как внезапная вспышка – озарение. Ко мне идеи приходят по ночам, когда не мешает дневная суета. Но произведением становится только каждая пятая. И когда я сажусь за компьютер и набираю текст в редакторе, я в общем-то и не знаю, удастся ли мне создать из этого что-либо целостное и гармоничное. И часто финал рассказа выходит вовсе не таким, каким я его задумывала в начале. Текст, в какой-то мере, управляет своим автором.
Творчество подчиняет нас себе. Сначала автор входит в творчество и кажется, что создавать что-либо очень тяжёлый труд, первые шаги даются с усилием: но потом творчество входит в нас и становится частью нашей души и автор просто не может ничего не писать. Несколько дней без творчества могут показаться вечностью. И автор уже создаёт что-либо не с мукой в душе, а с радостью, потому что он сжился с творчеством. Пусть даже оно его собственное. Но даже к своему творчеству надо привыкнуть и научиться с ним жить, находить с ним общий язык. И тогда творчество будет в радость. Пусть идея произведения сначала будет записана на листке бумаги или в электронном документе приблизительно, поверхностно, весьма корявым языком. Это не важно! Главное, что в голове родилась идея, а отшлифовать текст произведения можно и потом, через несколько дней.