Найти тему
Основной аэродром

📅 Первый полёт величественного Ан-22 «Антей» и первый гидроплан Гленна Кёртисса. «День в истории авиации» №61 (22 — 28 февраля)

Оглавление

Приветствую, читатель! Рад представить свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в программе — первый гидросамолёт Гленна Кёртисса, французский вертолёт Alouette III, последний поршневой учебный самолёт Королевских ВВС и много другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

22 февраля

22 февраля 1948 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта LWD Junak. /Польша/

ВВС Польской Народной Республики в 1946 году сформировали требования к учебному самолёту для замены устаревшего советского УТ-2. Разработкой занялся коллектив конструкторского бюро Lotnicze Warsztaty Doświadczalne (LWD) под руководством Тадеуша Солтыка (Tadeusz Sołtyk). Самолёт получил обозначение LWD Junak.

Junak представлял собой двухместный низкоплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. В зависимости от модификации шасси было либо с хвостовым костылём, либо с носовой стойкой. Оснащался либо двигателем M11D, либо M-11FR, либо WN-6B. Максимальная скорость — до 205 км/ч, дальность полёта — до 450 км.

После испытаний и ряда доработок Junak запустили в серию. Самолёт выпускался в двух основных модификациях — Junak 2 (105 единиц) и Junak 3 (146 единиц). Эксплуатировался в польских ВВС до 1963 года, а в аэроклубах до 1972 года. Несколько самолётов сохранилось сегодня в музеях.

23 февраля

23 февраля 1932 года — первый полёт транспортного самолёта Gloster TC.33 Goshawk. /Великобритания/

В 1924 году британское авиационное министерство выпустило спецификацию C.16/28 на транспортный самолёт для перевозки 30 солдат на расстояние 1930 км с возможностью использования и в качестве бомбардировщика. Свой проект TC.33 Goshawk подала на конкурс и компания Gloster Aircraft.

Это был биплан с неубирающимся шасси и фюзеляжем овального сечения. Необычным было нижнее крыло типа «обратная чайка» и хвостовое оперение — бипланное с двумя килями. Оснащался 2 × двигателями Rolls-Royce Kestrel IIIS (тянущие) и 2 × Rolls-Royce Kestrel IIS (толкающие), мощностью 580 л.с. каждый. Максимальная скорость — 227 км/ч. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта Lewis + до 1624 кг бомб.

Испытания показали проблемы самолёта при взлёте с полной нагрузкой. Его признали непригодным для эксплуатации на аэродромах Королевских ВВС. Проект закрыли и TC.33 остался единственным четырёхмоторным самолётом Gloster Aircraft.

24 февраля

24 февраля 1950 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Percival P.56 Provost. /Великобритания/

Хотя учебный самолёт Percival Prentice начали эксплуатировать только в 1947 году, уже в 1948 году британское авиационное министерство посчитало его устаревшим и выпустило спецификацию T.16/48 на разработку замены. Одним из участников конкурса стал P.56 Provost от компании Percival Aircraft.

P.56 Provost представлял собой низкоплан с неубирающимся шасси. Кресла ученика и инструктора располагались нетипично — в один ряд. Оснащался двигателем Alvis Leonides 126 (550 л.с.). Максимальная скорость — 320 км/ч, дальность полёта — 1050 км. Некоторые модификации были вооружены — 2 × 7,62-мм пулемёта + 226 кг бомб или ракет.

Самолёт оказался очень удачным и был принят на вооружение Королевских ВВС Великобритании в 1953 году. Также эксплуатировался в 8 странах мира — от Ирландии до Родезии. Всего выпустили 461 самолёт. P.56 Provost стал последним поршневым учебным самолётом Королевских ВВС.

25 февраля

25 февраля 1911 года — первый полёт гидросамолёта Curtiss Hydroplane (он же A-1 Triad, он же Model E). /США/

Создав биплан Curtiss Model D (Curtiss Pusher), который смог успешно взлететь/совершить посадку на палубу корабля, Гленн Кёртисс решил пойти дальше. Зимой 1911 года на базе Model D он строит гидросамолёт, незатейливо названный Curtiss Hydroplane (или Model E).

Hydroplane был бипланом с толкающим винтом, как и Model D. Главное отличие — наличие большого центрального поплавка и двух поплавков на концах нижнего крыла. При этом оставили и колёсное шасси. Двигатель Curtiss O мощностью 75 л.с. позволял развить скорость до 68 км/ч, а топлива хватало на 180 км.

После успешных демонстрационных полётов, ВМФ США заказали 14 гидросамолётов Model E. Им присвоили обозначение A-1 Triad — указание на возможность эксплуатации на земле, на воде и в воздухе. В Музее авиации ЕАА сохранился оригинальный Model E, а в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего построили летающую реплику.

26 февраля

26 февраля 1928 года — первый полёт пассажирского самолёта BFW M.20 (он же Messerschmitt M.20). /Германия/

Успех 4-хместного BFW M.18 привлёк внимание авиакомпании Deutsche Luft Hansa. Она заказала Bayerische Flugzeugwerke постройку более вместительных самолётов. Проектом, получившим обозначение M.20, руководил конструктор Вилли Мессершмитт (Willy Messerschmitt).

M.20 спроектировали как цельнометаллический высокоплан с неубирающимся шасси. Оснащался двигателем BMW VI мощностью 640 л.с. Брал на борт до 10 пассажиров + 2 члена экипажа. Для удобства пассажиров в салоне был туалет. Крейсерская скорость — 170 км/ч, дальность полёта — 1050 км.

Первый прототип М.20 разбился во время первого же полёта. Это поставило проект под угрозу. Но, после устранения технических недоработок, испытания прошли успешно и самолёт запустили в производство. Было выпущено 14 единиц M.20 и все они летали на маршрутах Deutsche Luft Hansa. Один самолёт после этого попал в бразильскую авиакомпанию VARIG. Именно он оставался последним BFW M.20 в эксплуатации и был потерян в аварии в 1948 году.

27 февраля

27 февраля 1965 года — первый полёт тяжёлого транспортного самолёта Ан-22 «Антей». /СССР/

В 1960 году в ОКБ Олега Константиновича Антонова начались работы над «изделием 100». Под этим шифром скрывался будущий Ан-22 «Антей» — тяжёлый транспортный самолёт, способный перевезти всю имеющуюся в СССР военную и гражданскую технику массой до 50 тонн.

Ан-22 представляет собой высокоплан с двухкилевым хвостовым оперением и хвостовым грузовым люком. Оснащён 4 × турбовинтовыми двигателями НК-12МА, мощностью по 15 265 л.с. каждый. Крейсерская скорость — 560 км/ч, дальность полёта — 5225 км. На борт может взять до 80 тонн груза, либо 290 солдат или 202 раненых или 150 десантников.

После успешных испытаний запущен в производство на Ташкентском авиазаводе. Всего построено 69 самолётов Ан-22. В эксплуатации сегодня осталось 4 «Антея» — 3 в ВКС России и 1 у авиакомпании Antonov Airlines. Детище ОКБ Антонова и по сей день остаётся самым большим турбовинтовым самолётом в мире.

28 февраля

28 февраля 1959 года — первый полёт многоцелевого вертолёта Aérospatiale Alouette III. /Франция/

После успеха вертолёта Alouette II, принятого на вооружение армии и ВВС Франции в 1957 году, компания Sud Aviation приняла решение разработать его улучшенную версию — Alouette III. Он должен был обладать улучшенной аэродинамикой и увеличенной грузоподъёмностью.

Alouette III был вертолётом классической схемы с трехлопастный несущим винтом и неубирающимся шасси. Оснащался газотурбинным двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 870 л.с. Крейсерская скорость — 185 км/ч, дальность полёта — 540 км. Брал на борт до 6 пассажиров и мог перевезти до 750 кг груза на подвеске. Опционально мог нести вооружение.

Как по характеристикам, так и по коммерческому успеху, Alouette III превзошёл своего предшественника. Было выпущено свыше 2000 вертолётов, в том числе по лицензии в Индии, Румынии и Швейцарии. На сегодняшний день Alouette III всё ещё эксплуатируется в более чем 20 странах мира.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории