В 2003 году в издательстве «Бертельсманн» вышла книга Кристофа Ройтера «Моя жизнь - оружие. Террористы-смертники: психограмма одного феномена». Автор в то время работал корреспондентом журнала "Штерн" в Багдаде. Часть этой работы приведена в статье "Паразиты гнева: как «Аль-Каида» вербует новых боевиков", опубликованной в журнале Internationale politik. 2004. №4. C. 17-27. События, о которых рассказано в работе Ройтера, непосредственно предшествуют эпопее с появлением на свет "Исламского государства", его экспансии на значительную часть исламского мира. Эта работа проливает свет на обстоятельства произошедшего, раскрывает суть организационной машины терроризма в XXI веке.
Как «Аль-Каида» вербует новых боевиков
Решившиеся на все террористы-смертники редко дают многочасовые интервью. И вообще не дают после того, как на деле доказали свою волю к совершению теракта. Посему в марте прошлого года в Северном Ираке мне выпала редкая возможность - встретиться с Каисом Ибрагимом Кадыром. Этот мужчина, на вид лет под тридцать, с горячим воодушевлением клялся, что входит в организацию «Аль-Каида» и готов хоть сейчас безоговорочно убивать и умереть. Сегодня он не может делать ни то, ни другое, потому что оказался единственным, кто выжил при покушении террористов-смертников на премьер-министра правительства курдов в восточной части бывшей автономной провинции, и с тех пор сидит под неусыпным наблюдением в строго охраняемой тюрьме в Сулеймании.
Кадыр чрезвычайно вежливый, начитанный человек. У него много времени, поэтому он отвел на беседу пять часов, чтобы объяснить визитеру, почему он хочет убить не только самого себя, но и значительную часть человечества: «Дело не только в том, чтобы попасть в рай. Мы должны очистить мир от скверны». Он подробно рассказывал о различных категориях неверных, разделенных на группы А, Б и В: объявленные враги ислама, отошедшие от вероучения мусульмане и пока еще не обращенные в веру люди, убийство которых нежелательно, но и не столь уж предосудительно. На любой аргумент из Корана, запрещающего убивать невинных, он выдвигал контраргумент. Когда наша беседа подошла к концу, он поблагодарил за то, что мы вели ее по-арабски. Она «доставила ему подлинное удовольствие». В ответ на вопрос, почему же он тогда посягает и на жизнь своего собеседника, он приветливо улыбнулся, развел с жестом сожаления руками и извинился: «Я сожалею, но ты должен понять: мы находимся в состоянии войны».
Речь идет о том, чтобы очистить мир от скверны, покончить с моральным разложением, ибо только на чистой почве может вновь возникнуть царство аллаха, воздвигнутое истинно верующими. Террористы, особенно в Ираке, редко говорят об этом столь откровенно. Там, в самом эпицентре этой и без того не имеющей четких очертаний борьбы различных вооруженных групп друг против друга и против американских оккупантов, а также их вспомогательных войск, в августе прошлого года, похоже, началось самое ужасное: сначала смертники совершили два теракта против штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, в сентябре последовал теракт против лидера шиитов Мухаммеда Бакер аль-Хакима перед могилой имама Али в Эн-Наджафе, в конце октября была осуществлена концентрированная серия терактов против штаб-квартиры Международной организации Красного Креста и пяти полицейских участков в Багдаде, в ноябре - теракт против казармы итальянских карабинеров в южноиракском городе Эн-Насирия, а после этого еще примерно дюжина терактов против полицейских участков и гражданских целей по всей стране. Террористы не стреляют и не закладывают бомбы с дистанционным управлением, а хотят непременно умереть сами, врезаются на нашпигованных взрывчаткой автомобилях прямо в здания. И делают это не в одиночку, а вдвоем или втроем.
За исключением того, что в терактах участвуют радикально настроенные сунниты, а зачастую также просочившиеся в Ирак иностранцы - йеменцы, египтяне, сирийцы - исповедующие идеологию Усамы бен Ладена, об этих мужчинах мало что известно. Их связь с «Аль-Каидой» не доказана (1).
Превентивное вторжение
Американцы хотели в зародыше подавить террор последователей Усамы бен Ладена путем «превентивного вторжения». Вместо этого они его только развязали. Не намеренно, хотя в этом их подозревают многие иракцы, склонные верить в теории заговора, а потому, что своим вторжением в Ирак создали прекрасные условия: неверные оккупанты на земле ислама, открытые границы, анархия внутри страны - великолепная питательная почва для кочевников секты Усамы бен Ладена.
Американское правительство не поняло или не захотело понять природу своего противника сразу после 11 сентября 2001 года, поскольку как можно сражаться против «зла» (выражение Джорджа Буша), когда у него нет адреса, штаб-квартиры и заинтересованности в открытой битве, когда до всех доходит, что небольшой группе решившихся пожертвовать собой террористов нужно всего лишь два-три года выдержки и сумма в размере от 100000 до полумиллиона долларов, чтобы осуществить крупнейший в истории теракт?
Войну можно объявлять государствам, ясно видимым противникам. В данном случае все они были в высшей степени условными, если вообще можно считать государством основанный на насилии режим движения «Талибан» и боевиков «Аль-Каиды», контролирующих значительные районы Афганистана. Предпринятый затем весной 2003 года поход США против Саддама Хусейна хоть и был обычной схваткой на поле брани по, как казалось, действительным правилам войны: государство против государства, армия против армии, но вот только «Аль-Каиды» - противника, которого собственно и искали, в Ираке не оказалось. Ни Усама бен Ладен, ни Саддам Хусейн не были - вопреки всем противоположным утверждениям американского правительства - заинтересованы в сотрудничестве (2).
Зато теперь уже сам Усама бен Ладен призвал своих людей через арабский телевизионный канал «Аль-Джазира» «отправиться в поход и показать мускулы». Ирак стал новой Меккой нигилистских борцов за веру, опередив Чечню и Кашмир в табели о рангах джихада. Даже спецслужбы Франции и Великобритании сообщают о массовом движении исламистов в направлении Багдада. В берлинской мечети Аль-Hyp, где раньше собирали деньги на борьбу в Чечне и Палестине, кружки для сбора пожертвований протягивают ныне во имя иракского джихада (3). Джордж Буш хотел вести войну против террористов-сектантов в Ираке? Он получит эту войну, гласит их ответ. Они охотно придут.
Похоже, что в поход выступило целое полчище Мухаммедов Атта: американские правительственные эксперты и иракские следователи предполагают, что в страну проникли от нескольких сот до нескольких тысяч иностранных участников джихада. Из Ирана просачиваются, по-видимому, оставшиеся в живых члены «отпочковавшейся» от «Аль-Каиды» организации «Ансар аль-ислам», изгнанные во время войны из своего пристанища в иракском Курдистане. Только из Саудовской Аравии пришли через пустыню более тысячи радикально настроенных исламистов, пройдя через границу, которая практически не контролируется, поскольку с обеих сторон живут тейпы мощного племени шаммар. С тех пор, как саудовские спецслужбы и военные усилили давление на собственных экстремистов, многие из них бегут в оккупированную, но не покоренную соседнюю страну, находят пристанище в маленьких иракских городах или живут как кочевники в пустыне.
__________________________________________________________________________________________Примечания:
1. При одном из многочисленных нападений на полицейские участки в Багдаде один из террористов был взят живьем. Им оказался йеменец с сирийскими документами. Были найдены также удостоверения личности одного египтянина и одного сирийца. Ответственность за один из терактов против штаб-квартиры ООН взяли на себя «Бригады Абу Хафиза аль-Масри», причастность которых не доказана и вызывает сомнения. Не получило подтверждения также предположение многих сотрудников спецслужб о том, что за терактами стоит выдавленная в марте 2003 года из своего пристанища в бывшей автономной области курдов на севере Ирака группа «Ансар аль-ислам».
2. Абсурдность американских обвинений в тесной кооперации Саддама Хусейна с «Аль-Каидой» выявилась в середине января 2004 года, когда после его ареста был обнаружен написанный им документ, в котором Саддам настоятельно предостерегал своих сторонников от сотрудничества с шахидами, поскольку они используют войну в Ираке для глобального джихада, в то время, как его цель состоит в том, чтобы вернуться к власти в Багдаде. Ср. «Нью-Йорк таймс», 15.1.2004. Арестованный ранее Рамзи Бинальшиб - один из главных разработчиков террористических актов 11 сентября 2001 года - рассказал допрашивавшим его следователям, что Осама бен Ладен отверг все требования командиров своих военных формирований, собиравшихся наладить более тесное сотрудничество с иракским режимом Саддама Хусейна.
3. Ср. Don Van Natta jr. and Desmond Butler, Calls to Jihad are Said to Lure Hundreds of Militants into Iraq, in: New-York Times, 1.11.2003.