Здравствуйте, уважаемые читатели.
Рог изобилия
Как широко известно из популярного фильма про автомобиль и призыв его остерегаться:
Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать.
В настоящее время в пользу этого, всё более усиливающегося желания продать железного друга, говорят и законодательно возложенные на автолюбителя да с каждым днем ужесточающиеся обязанности по содержанию любимого транспортного средства.
На бедные головы собственников легковых авто сыплются как из рога административного изобилия новые сюрпризы: необходимость приобретения полиса ОСАГО, оплаты транспортного налога, акциза при приобретении увеличивающегося с каждым днем в цене топлива...
И в этом ряду повинность по прохождению технического осмотра выглядела как меньшее из зол. Так как – чего уж душой кривить – редко кто эту процедуру в последнее время проходил, ведь услужливые страховщики при оформлении полиса ОСАГО в режиме «одного окна» необходимую в таких случаях диагностическую карту оформляли по вполне сходной цене.
И это устраивало всех: и операторов техосмотра, и страховщиков, и автовладельцев.
Однако согласно новым правилам, которые должны были вступить в силу с 1 марта 2021 года, процедура техосмотра призвана была проходить с обязательной фотофиксацией при заезде и выезде из технического сервиса.
Эти изображения планировалось заносить в единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИСТО, на них должна быть видна передняя часть машины, где можно распознать марку, цвет и регистрационный знак. Туда же должна вноситься информация о координатах места расположения автомобиля на момент техосмотра, о дате, о времени начала и окончания его проведения. То есть формальное прохождение технического обследования автомобиля исключалось бы полностью.
Пригорюнившиеся автовладельцы все последние дни февраля, стремясь отсрочить еще хотя бы на год надвигающуюся утомительную процедуру, покупали диагностические карты загодя, создавая очереди и ажиотаж в страховых компания, имеющих доступ к сервису техосмотра и пунктах осмотра транспортных средств.
Заседание Правительства 25 февраля 2021 года
Однако состоявшееся 25 февраля 2021 года заседание Правительства РФ позволило взять передышку и подготовиться к планируемым изменениям более обстоятельно.
Премьер-министр Мишустин, выступая перед кабинетом министров, заявил:
С 1 марта в нашей стране должен был вступить в силу новый порядок технического осмотра автомобилей… Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несёт определённые риски, в том числе и для здоровья людей. Считаю, мы не должны этого допустить.В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра до 1 октября.Обращаю внимание министерств и ведомств: нужно сделать всё, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев, ещё раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию. Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей. Сделать всё надо по-человечески.
По-человечески не получится
Собственно говоря, серьезные проблемы, связанные с грядущими изменениями в процедуре техосмотра, данная отсрочка решить не может. Так как весь предлагаемый новый порядок не подкреплен ни материально-техническим оснащением бизнеса, ни его желанием работать в новых условиях.
Ведь сама диагностическая карта в любом случае станет электронным документом. Ее оформление — это внесение результатов проверки в ЕАИСТО, и происходить оно должно в режиме реального времени. Если у оператора пропал интернет и нет связи с системой, то он должен завершить начатую процедуру техосмотра и внести результат в течение 24 часов.
Началом отсчета действия карты является момент ее появления в системе. Оператор ТО может распечатать диагностическую карту на бумажном носителе по запросу водителя, заверив ее подписью и печатью. Но даже при наличии этого документа оформить полис ОСАГО будет невозможно, если в ЕАИСТО нет сведений о прохождении техосмотра и допуске транспортного средства к участию в движении.
Но основной проблемой является расчет пропускной способности каждой линии. Для них определят максимум осмотров, которое можно провести за установленное время работы, что будет зафиксировано в документах по аккредитации оператора и внесено в ЕАИСТО.
Система не позволит зарегистрировать больше диагностических карт, чем этот максимум.
А при условии того, что на прохождение техосмотра для легкового автомобиля отводится 30 минут, соответственно, за восьмичасовой рабочий день на одной линии может быть оформлено только 16 диагностических карт.
Поэтому стоит упомянуть, что в нашей стране в настоящий момент действует лишь 5637 пунктов ТО, предназначенных осматривать весь парк транспортных средств, то есть все автомобили, число которых в РФ достигло 56 млн, и большая часть из них возрастом свыше 10 лет, в силу чего обязаны проходить осмотр ежегодно.
Но все учтенные пункты способны провести диагностику (5637 пунктов х 16 х 365=32 920 000) лишь порядка 33 млн. всех транспортных средств за год беспрерывной работы, включая мотоциклы, грузовики, автобусы.
К тому же распределены данные станции по территории Российской Федерации крайне неравномерно:
Часть из данных пунктов новым требования к помещениям и оборудованию, которые Минтранс утвердил только 9 июля 2020 года, не соответствуют вовсе, и поэтому в ближайшее время могут прекратить свою деятельность.
Но даже если этого не случится, то при условии ограничений, предъявляемых к пропускной возможности станций, они не смогут обеспечить проведение технического осмотра для всех автолюбителей, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока, что неизбежно повлечет увеличение стоимости данной услуги в ближайшей перспективе.
Поэтому для миллионов и миллионов автолюбителей в нашей стране, в отличие от остального цивилизованного мира, автомобиль вдруг опять станет роскошью. А не средством передвижения.
И на что же здесь надеяться, как не на авось в виде еще одной отсрочки.
Всем добра!